Новое стоматологическое кресло способно определить состояние пациента
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

Новое стоматологическое кресло способно определить состояние пациента

Новое стоматологическое кресло способно определить состояние пациента

Новости

«Умное» стоматологическое кресло измерит уровень страха и боли пациента

Для многих посещение стоматолога связано с болезненными ощущениями. Не каждый врач может понять психическое состояние пациента, чтобы вовремя сделать остановку, успокоить человека. Самому же клиенту оказывается сложно подать какие-то сигналы специалисту, многие просто боятся это сделать, считают такие действия неловкими. В Колумбийском университете, а точнее в работающем при нем Центре точной стоматологии, группа ученых разработала специальное инновационное стоматологическое кресло, которое будет самостоятельно оценивать уровень стресса пациента. На ближайшее время уже намечены мероприятия по тестированию прототипа.

В данный момент каждый посетитель Центра точной стоматологии получает специальный браслет, в котором присутствуют RFID-метки. Такие метки помогают отследить передвижение каждого клиента по центру, в то время как проводится ее лечение. Отмечается все, в том числе и время усаживания клиента в кресло, время проведения каждой процедуры врачом, использованные им инструменты, отлучки в туалет и пр. На основании полученной информации, для каждого клиента составляется индивидуальный профиль и подбирается наилучший вариант лечения.

Через некоторое время в данном центре стоматологии при Колумбийском университете будет установлено особое кресло, в которое встроены датчики, измеряющие уровень кислорода в крови. Также в нем присутствуют пульсометры. Наличие таких датчиков поможет следить за состоянием пациенты, понять, в какой момент он начнет волноваться, узнать, когда легкий стресс превращается в сильный. Все эти изменения в состоянии пациента будут сопоставлены с манипуляциями врача-стоматолога. Специалист будет получать информацию о состоянии своего пациента, которому теперь не придется подавать какие-то сигналы и пытаться издать звуки, призывающие доктора остановить свою работу. В дальнейшем специалисты планируют дополнить кресло еще и камерой, которая будет распознавать эмоции больных, что поможет более точно определить ситуацию.

Опытные стоматологи уже сегодня, глядя на состояние зубов человека, могут сделать определенные выводы о состоянии его здоровья. В некоторых случаях клиенты могут получить совет пройти обследование на онкологические заболевания или диабет. Инновационное кресло даст еще больше информации о человеке, что будет способствовать повышению качества стоматологических услуг.

Кресло стоматолога наделят способностями «чувствовать» пациента

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Вряд ли среди вас найдется человек, который с удовольствием соглашается на поход к стоматологу. Иногда даже самые отчаянные «экстремалы» трепещут перед входом в кабинет. И неважно, что доктор будет проводить относительно безболезненные манипуляции: сам факт посещения дантиста уже может вызвать состояние внутренней паники. Как говорят сами медики, с ощущением боли бороться значительно легче, чем с состоянием страха. Однако недавно специалистами было представлено уникальное «умное» кресло для стоматологического кабинета: оно обладает интересным свойством ощущать страх пациента. В дополнение ко всему, это кресло будет помогать пациентам не испытывать страх перед стоматологами, и даже будет способствовать укреплению здоровья в целом.

Изобретение представили сотрудники Стоматологического Центра при Колумбийском Университете. Ими было инициировано проведение эксперимента: всем пациентам стоматологической университетской клиники станут выдавать специальные браслеты со встроенной технологической способностью RFID (свойство радиочастотной идентификации). Такой браслет применяет специфические маркеры, автоматически идентифицирующие субъекта. Прибор будет регистрировать такие моменты: в течение какого времени, и каким способом были задействованы манипуляционные инструменты, в каком положении находился пациент и пр. Дополнительно показатели будет контролировать и стоматологическое кресло. В перечень его базовых функций будут входить: подсчет пульса, оценка степени наполненности легких, определение уровня стрессовой нагрузки и общего напряжения.

В чем же «фишка» нового метода, и как это поможет пациенту забыть о своих страхах? Показатели, которые будут сниматься со всех установленных датчиков, моментально будут поступать к доктору. Анализируя полученную информацию, он сможет заблаговременно предупреждать испуг, изменяя в ходе процедур свою тактику, приостанавливая манипуляции, отвлекая и успокаивая больного. Кроме этого, отдельно для доктора будет выведено отображение показателей стрессовой и болевой нагрузки, что также будет полезно для улучшения возможностей терапии. Однако это не все «плюсы» нового кресла. Ученые хотят задействовать его для профилактических целей.

«Собранная с датчиков информация поможет врачам не только качественно провести лечение зубов, но и оценить состояние здоровья человека в целом. Возможно, удастся определять зависимости, начальные этапы сердечно-сосудистых заболеваний, диабет и даже онкопатологии. Нами замечено: люди чаще посещают именно зубной кабинет, чем любого другого врача в поликлинике. Поэтому, почему бы не оборудовать кресло некоторыми диагностическими функциями – например, научить его определять уровень глюкозы в крови, показатели давления и пр.», – объясняют свою затею эксперты.

Информация опубликована в журнале Популярная механика.

Стоматологические кресла будут чувствовать ваш страх

Многие, даже порой самые бесстрашные люди, испытывают необъяснимый страх перед посещением стоматолога. Даже не смотря на то, что все манипуляции являются безболезненными. Однако, если чувство боли легко притупить, то вот с чувством страха дела обстоят сложнее. Но недавно ученые представили новое умное стоматологическое кресло, которое будет «чувствовать» страх человека. При этом, такое кресло, как утверждают разработчики, поможет людям меньше бояться зубных врачей и в целом лучше следить за своим здоровьем.

За изобретение отвечают эксперты из Центра точной стоматологии Университета Колумбиии. В рамках предстоящего эксперимента все посетители клиники при университете будут получать специальный браслет технологией RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация). Этот браслет использует специальные метки для автоматической идентификации объектов стоматологического кабинета и не только. Устройство будет фиксировать то, каким образом и как долго использовались стоматологические инструменты, а также положение пациента. Помимо этого за показателями человека будет следить «умное» кресло. Оно будет измерять пульс и уровень оксигенации, уровень стресса и напряжения.

А теперь о том, как же это поможет меньше бояться: информация со всех вышеописанных датчиков будет передаваться врачу и он на основании проанализированных данных сможет заранее понять, что человек «скоро испугается», что позволит врачу сменить тактику, приостановить процедуру и успокоить пациента заранее. Помимо этого будет также отображаться уровень стресса и боли, что тоже даст возможность улучшить терапию. Но и это еще не все: эксперты хотят сделать свое кресло неким звеном в профилактике заболеваний. Как заявила пресс-служба Университета Колумбиии,

«Полученные данные помогут связать состояние зубов пациента с его общим состоянием здоровья. Можно будет выявить зависимость и наличие первых признаков онкологии, диабета или сердечно-сосудистой патологии. Когда у вас все хорошо — вы гораздо чаще посещаете стоматолога, чем обыкновенного терапевта. И со временем кресло стоматолога станет местом, где вы сможете легко проверить и уровень сахара в крови и посмотреть все ли у вас хорошо с сердцем и другими органами.»

Эволюция стоматологических кресел

    Вход Регистрация
  • Главная →
  • Новости и статьи по стоматологии →
  • Стоматология →
  • Эволюция стоматологических кресел

За последние 300 лет стоматологические кресла стали более комфортными, совершенными и технологичными. До 17 века для удаления зуба пациента садили на пол, а врач плотно зажимал его голову коленями. Иногда больного усаживали на обычный стул, чтобы избавить врача от усталости, но это вошло в привычку только в начале 1700 годов. Выдающийся французский стоматолог Пьер Фошар посчитал, что осмотр и удаление зубов нужно проводить в сидячем положении, тем самым, задав новый врачебный стандарт.

Ниже представлена краткая эволюция стоматологического кресла.

Первое кресло 1790г.

Первое стоматологическое кресло сконструировал Жозе Флагг, переделав классический Виндздоский стул для письменного стола. Чтобы сделать предмет более удобным для пациента, Флагг добавил к нему подголовник, регулируемый по высоте. Также он снабдил кресло подставкой для медицинских инструментов.

В начале 18 века в Америке появился прототип первого стоматологического кресла с возможностью регулировки – под кресло-качалку подкладывалось подходящее полено, фиксирующее его наклон.

Кресло Джеймса Снелла 1832г.

Англичанин Джеймс Снелл изобрел первое кресло с возможностью регулировки спинки и сиденья. При этом наклон спинки автоматически приводил к подъему подножья. Сегодня кресло Снелла можно увидеть в коллекции музея Ворда.

Со временем стало очевидно, что и пациенту, и врачу требуются более удобные и гибкие условия. Так некоторые стоматологи разрабатывали и создавали индивидуальные стоматологические установки. И только в середине века производители стоматологических товаров выпустили целую линейку богато украшенных стоматологических стульев с регулируемым подголовником, подножкой, опорой для спины и сидения.

Кресло Перкинса 1855г.

Перкинс изобрел кресло с шарнирным креплением, позволяющее наклонить и зафиксировать его в этой позиции. Тем не менее, требовались большие физические усилия, чтобы изменить положение кресла во время работы. Стоил такой предмет 90 долларов.

Кресло Аска 1859г.

Первое стоматологическое кресло, в котором врач мог регулировать наклон сидения назад и вперед без особых усилий.

Кресло Уиткомба 1860г.

Первое кресло, в котором регулировалась высота сидения.

Кресло Моррисона 1868г.

С помощью уникального механизма, разработанного Джеймсом Биллом Моррисоном, стоматолог мог наклонять пациента в любом направлении.

Кресло Моррисона 1872г.

Четырьмя годами позднее Моррисон придумал кресло с высокой спинкой в 69 см. Такая конструкция позволяла стоматологу выбирать сидячее или стоячее положение во время работы.

Кресло Вилкерсона 1877г.

Первое кресло с гидравлическим наносным механизмом. В качестве бонуса автор утверждал, что с таким предметом будет одинаково работать и левшам, и правшам.

«Лебединое» кресло 1885г.

На фото представлен интерьер стоматологического кабинета д-ра Грина В. Блэка. В его кабинете было удобное кожаное кресло с массивными подлокотниками, украшенными изящной резьбой, напоминающей шею лебедя.

Кресло 1890г.

С помощью ножной педали врач регулировал высоту сидения этого роскошного немецкого кресла с богатой обивкой, созданным в Викторианскую эпоху.

Кресло Фредрика 1904г.

Одно из первых кресел с масляногридравлическим подъемом. Современники описывали его как кресло с «идеальной балансировкой».

Детское кресло 1907г.

В начале 20 века появилась детская стоматология, неудивительно что вскоре придумали и первое кресло для маленьких пациентов. На фото модель 1907 года производства SS White Dental.

Более практичные модели появились лишь в конце 19 века: на смену деревянному пришел металлический каркас, обивка теперь изготавливалась из износостойкой ткани, а не из роскошного бархата. До середины 20 века были популярны кресла в строгом, аскетичном стиле.

Простые кресла 1910г.

Когда медицинское сообщество больше узнало о способах распространения болезней, стали популярны кресла, которые легко было поддерживать стерильными. Эта модель железного крашеного кресла предоставлена Бо Сатером, владельцем заводов Suter Dental.

Читать еще:  Как сделать cоковыжималку для яблок своими руками?

Кресло SS White Diamond № 3 1917г.

Известный производитель стоматологических товаров выпустил модель «уникального, компактного, полностью оснащенного, гигиеничного» кресла, отвечавшего требованиям своего времени.

Военное кресло 1918г.

В годы Первой мировой войны военные врачи-стоматологи, в том числе молодые студенты Колумбийского университета, лечили пациентов в полевых условиях на переносных креслах.

Строгие кресла 1920г.

В 20-е годы элементы кресел приобрели более скругленную форму, исчезли орнаменты на обивочной ткани. Производители начали уделять внимание функциональности и санитарным нормам.

Кресло Пирлес Гарвард 1924г.

Модель с подножкой, регулируемой в трех разных позициях. В рекламных листовках кресло называли «красивым и удобным».

Кресло 1930г.

Типичное кресло 1930-х годов от фирмы Ritter, оснащенное ножной педалью. Примерная цена кресла составляла 300 долларов.

Кресло 1940г.

После появления электрических бормашин в 1924 году, стоматологическая практика стала менее трудоемкой. На фото установка с электромотором, пришедшая на смену устаревшим моделям с ножной педалью.

В 1958 году д-р Санфорд Голден совместно с коллегами из Калифорнии разработали новую модель установки с откидной спинкой. Новый дизайн позволил им получить золотую медаль Института индустриально дизайна, новинка была представлена на Международной ярмарке 1962 года в Сиэтле в качестве великолепной идеи кресла, которую можно брать в пример при разработке кресел для космических кораблей. Еще один прототип современного стоматологического кресла разработан Джоном Нотоном в 1958 году. Его особенность в том, что внезапно сломавшийся откидной механизм одной из установок позволил автору понять, что удобнее лечить больного в лежачем положении, при этом стоматолог может сидеть. Джон Нотон разработал кресло с полностью откидной спинкой, что признали золотым стандартом. Современные установки совмещают комфорт для пациента и возможность гибкого регулирования положения для обеспечения «оптимального доступа к зубному ряду».

Стоматологические кабинет 1970г.

Стоматологический кабинет стал просторным, кресла приобрели обтекаемую форму и мягкие сидения, чтобы пациенту было более комфортно.

Кресло Нотона 1984г.

Джон Нотон разработал одно из первых стоматологических кресел с откидной спинкой, позволяющей разместить пациента полулежа, еще в 1958 году. Чтобы доставить первую модель к местному дантисту, ему пришлось арендовать катафалк. Современная стоматологическая практика предполагает совместную работу врача-стоматолога и ассистента «в четыре руки», склоняясь над пациентом, находящимся в полулежащем положении, что стало возможным благодаря инновационной разработке Нотона.

Кресло 2001г.

В начале 21 века появились кресла Belmont X-Caliber, обладающие целым рядом преимуществ. Во-первых, такое кресло подходит для работы с пациентами весом до 270 кг. Оно регулируется во многих плоскостях, имеет антибактериальное покрытие и может запоминать позицию, которую требуется лишь единожды выставить вручную.

Кресло 2015г.

Эргономичное кресло фирмы Pelton&Crane c комфортной, высокой спинкой, наполнителем из пены, формирующим удобное сидение, и широкой подставкой для ног. Подголовник регулируется в двух плоскостях, все элементы поворотные, регулируемые с возможностью изменить угол наклона на 30 градусов. Подобранная оптимальная позиция позволяет избежать перенапряжения мышц пациента, а также обеспечивает лучший доступ к ротовой полости.

Концепты стоматологических кресел будущего

Новые технологии, различные гаджеты и другие технические новинки изменят наше представление о стоматологическом кресле уже скоро.

Новое стоматологическое кресло способно определить состояние пациента

Методы обследования пациента – это приемы, способы, используемые врачом для установления болезни или физиологического состояния организма. Методы обследования можно разделить на две большие группы: клинические и дополнительные или специальные, т.е. инструментально-лабораторные. Каждая из этих групп методов обследования включает ряд более частных методов и конкретных методик – расспрос или анамнез, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, большое количество биофизических и биохимических методов.

Обследование пациента проводится в стоматологическом кабинете и спокойной обстановке, внушающей ему доверие к врачу. Если пациент ребенок, врач знакомится с ребенком и его родителями. Перед обследованием необходимо отрегулировать кресло, чтобы пациент принял правильное и удобное положение. Лучше всего проводить обследование при естественном рассеянном освещении (особенно при изучении состояния слизистой оболочки полости рта). Искусственное освещение должно быть направлено на область рта, чтобы не слепить и не раздражать пациента. Для обследования используют стерильный смотровой набор инструментов в лотке (стоматологическое зеркало, зонд, пинцет). Непосредственно перед обследованием пациента врач обрабатывает руки.

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из двух этапов:

1. опрос – выяснение жалоб, истории жизни и истории болезни;

2. объективное исследование – исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия).

Каждый этап клинического обследования проводится в определенной последовательности. Опрос состоит из трех частей:

2. сбор анамнеза жизни;

3. сбор анамнеза заболевания.

Жалобы могут быть разнообразны, чаще всего они связаны с появлением болевых ощущений, деформаций или дефектов, функциональных и эстетических нарушений в челюстно-лицевой области. Если обследование проводится в профилактических целях, жалобы могут отсутствовать.

Анамнез жизни проводится путем расспроса о хронических заболеваниях пациента, перенесенных травмах и операциях.

Анамнез заболевания. Если есть жалобы, то выясняют время их появления, изменение характера жалобы во времени (динамика), выясняют, с чем пациент связывает появление заболевания, что предпринималось и с каким результатом.

Вторым этапом клинического обследования пациента является объективное исследование.

Обследование начинают обычно с определения общего состояния организма. Внешний осмотр пациента начинается с момента появления его в кабинете. Определяются физическое и психоэмоциональное состояние, конституционный тип развития (гиперстенический, астенический, нормальный).

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Определение стоматологического статуса начинают с исследования конфигурации лица и состояния его наружных покровов. Определяют симметричность правой и левой половины лица; цвет кожных покровов, их эластичность; наличие рубцов, их характер, форму; выраженность носогубных и подбородочных складок; соотношение высоты среднего и нижнего отделов лица (в норме примерно равны); в профиль – выступание или западение, переднее или заднее положение отдельных частей лица (губ, подбородка, нижней или средней части лица). Могут быть установлены асимметрия лица, увеличение или уменьшение высоты нижнего отдела лица по сравнению с высотой среднего отдела, переднее или заднее положение, или смещение в сторону отдельных частей лица, сглаженность или выраженность, углубление носогубных складок.

Оценивают развитие и состояние органов чувств, расположенных на лице (уши, глаза, нос).

Отдельно необходимо провести исследование нижней челюсти: визуально определить форму, симметричность обеих ее половин, величину, наличие неровностей, утолщений, приобретенных и врожденных деформаций, пальпаторно определить характер поверхности утолщения или опухоли (гладкая, бугристая), консистенцию (плотная, упругая, мягкая).

О состоянии височно-нижнечелюстного сустава в определенной мере можно судить по степени открывания рта и боковых движений нижней челюсти. Индивидуальную норму открывания рта предложено определять по ширине 3 пальцев пациента (указательного, среднего и безымянного). В норме при открывании рта движение нижней челюсти плавное, без боковых смещений, средняя линия нижней челюсти не отклоняется от средней линии лица. Боковые движения нижней челюсти в обе стороны плавные, на равные расстояния.

Далее осматривают и пальпируют область сустава и наружный слуховой проход: может быть припухлость, гиперемия, болезненность. Подушечки средних пальцев устанавливают впереди козелка уха и при открывании, закрывании рта, при боковых движениях челюсти устанавливают степень подвижности головок нижней челюсти, появление при этом болезненности, хруста или щелканья. У здорового пациента головки нижней челюсти при экскурсии пальпируются с обеих сторон, экскурсия безболезненна, симметричная, плавная, без патологических шумовых явлений.

Существенное значение имеет состояние губ. Следует обратить внимание на величину ротовой щели и характер смыкания губ (сомкнуты, не сомкнуты, спокойное, напряженное смыкание), в норме линия смыкания губ параллельна зрачковой линии, углы губ чистые, сухие, на одном уровне. Контур красной каймы губ целостный, правильный («дуга купидона»). Слизистая губ бледно-розовая, сухая, чистая, гладкая.

Следующий этап – исследование полости рта, которое, в свою очередь, делится на две части:

1. осмотр преддверия полости рта;

2. осмотр собственно полости рта.

Преддверие осматривают при сомкнутых зубах. В норме слизистая оболочка преддверия бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Затем осматривают выводные протоки околоушных слюнных желез, которые находятся на уровне первого или второго моляра верхней челюсти. Стоматологическим зеркалом оттягивают вперед и несколько кнаружи угол рта. Слизистая оболочка выводных протоков в норме не изменена. Контур вестибулярной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены, ткани плотные, упругие. После прорезывания зубов может быть установлено правильное или низкое прикрепление уздечки верхней губы (ниже уровня шеек центральных резцов), правильное или высокое прикрепление уздечки нижней губы (выше уровня шеек центральных зубов), мелкое преддверие полости рта (менее 5 мм в сочетании с побледнением маргинальной десны и межзубных сосочков при оттягивании губы). При этом уздечки губ могут быть укорочены, утолщены. Затем пациента просят сомкнуть зубы и проглотить слюну. В этом положении оценивают прикус (соотношение зубных дуг в центральной окклюзии). Соотношение определяется по участкам и направлениям. Участков 3: два боковых и фронтальный. Направлений тоже 3: сагиттальное (переднезаднее), вертикальное и трансверзальное (поперечное). Физиологические виды прикуса: ортогнатический, прямой, бипрогнатический, физиологический прогенический (с отсутствием сагиттальной щели во фронтальном участке), глубокое резцовое перекрытие. Аномальные (патологические) виды прикуса: прогнатический, прогенический, глубокий, открытый, латерогнатический, латерогенический. Для физиологических видов прикуса характерны полноценная функция и хорошая эстетика. Зубы не должны выступать из зубной дуги, должны плотно контактировать друг с другом апроксимальными поверхностями, образуя контактные пункты. На верхней челюсти в постоянном прикусе форма зубной дуги полуэллипс, на нижней челюсти – парабола, во временном прикусе – полукруги.

Собственно полость рта осматривают при широко открытом рте. Осмотр при помощи шпателя позволяет оценить состояние небных миндалин. В норме слизистая оболочка рта бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Контур оральной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены.

Небо по форме и глубине визуально определяется как нормальное, глубокое, плоское, очень глубокое и узкое «готическое».

Язык в норме не имеет отпечатков зубов, подвижен, при широко открытом рте кончик языка упирается в верхние передние зубы (если нет, то может быть короткой уздечка языка), уздечка языка прикрепляется к альвеолярной части нижней челюсти на уровне дна полости рта (если выше – патология, «парус»). Слизистая спинки языка розовая, чистая, влажная, без складок и участков ороговения.

Далее приступают к осмотру зубов и записи зубной формулы с обозначением состояния зубов. Следует соблюдать определенный порядок осмотра зубов, который предусматривает последовательность и исключает пропуски. В настоящее время принято осмотр начинать с последнего зуба верхней челюсти справа, далее – влево все зубы верхней челюсти, затем слева направо все зубы нижней челюсти, заканчивая осмотр последним зубом нижней челюсти слева. Для краткости записи состояния зубов обычно пользуются, так называемой, зубной формулой. В графической числовой зубной формуле каждый зуб челюсти имеет свой порядковый номер. Нумерация начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Графическая часть формулы имеет крестообразный вид с короткой вертикальной линией, разделяющей зубы челюстей на левые и правые, и более длинной, отделяющей зубы верхней челюсти от зубов нижней челюсти. Постоянные зубы записываются арабскими цифрами, временные – римскими.

Читать еще:  Замена подшипников в стиральной машине самсунг

Медицинские интернет-конференции

Маргарян А.Ш.
Научные руководители: Петрова А.П., Венатовская Н.В.

Резюме

В данной cтaтьe проведен обзор такого понятия как «дентофобия», было проведено определение уровня тревожности пациентов при стоматологических вмешательствах, а также даны рекомендации для психоэмоциональной подготовки пациентов перед проводимым лечением.

Ключевые слова

Статья

Актуальность. Среди актуальных проблем современной стоматологии дентофобия

занимает одно из важных мест. Это объясняется тем, что в современном обществе страх перед посещением стоматолога испытывает почти треть всего взрослого населения в возрасте от 23 до 55 лет. И эта причина ведет к психоэмоциональному напряжению непосредственно во время стоматологического приема, а также к несвоевременному оказанию медицинской помощи и развитию осложнений, что приводит к ухудшению общего стоматологического статуса населения.

Цeль: в ходе проведенного исследования определить особенности стоматологического приема у пациентов с дентофобией.

Задачи:

1. выяснить что такое дентофобия, важно ли знание этой проблемы для врача-стоматолога;

2. сравнить степень тревожности пациентов на терапевтическом и хирургическом стоматологическом приеме и определить преобладающую;

3. определить основные причины возникновения дентофобии и дать рекомендации по снижению эмоциональной напряженности у пациентов на приеме.

Мaтepиaлы и мeтoды. Был проведен анализ научной литературы по исследуемой теме, проведено анкетирование с помощью шкалы Кораха в период с 03.10.2016 по 28.10.2016 гг. среди 100 пациентов консультативной стоматологической поликлиники СГМУ по адресу г. Саратов ул. Большая Садовая,137 и ул. М.Горького,15. Сравнили результаты опроса у пациентов хирургического и терапевтического приема; определили преобладающую степень дентофобии, дали рекомендации по особенностям стоматологического приема.

Результаты и обсуждение. Организация стоматологического приема у населения в последние десятилетия основательно изменилась [1]. Это связано как с появлением новых медикаментов, инструментов, так и с внедрением современных технологий в лечении, а также с тем, что сами стоматологи стали уделять особое внимание психоэмоциональному статусу пациентов. Но визит к стоматологу среди населения остается связанным с отрицательными эмоциями.

Причина этому – дентофобия (стоматофобия, одонтофобия) – интенсивный, стойкий страх, объектом которого является стоматологическое лечение. Как термин дентофобия известна совсем недавно – с середины прошлого века [2], но сам страх появился вместе с первой стоматологической помощью. Из известных личностей фобией страдал Авраам Линкольн, шестнадцатый президент Соединенных Штатов Америки. Удаляя больной зуб без анестезии, дантист сломал ему челюсть. Роберт де Ниро, голливудский актер, избегает стоматологов, боясь инфицирования [3].

Как показывают статистические данные, страх, волнение и напряжение перед посещением стоматолога отмечают от 32 % до 85 % пациентов, около 5 % испытывают сильнейший страх при одном упоминании о стоматологе [4].

Главными причинами дентофобии среди пациентов стоматологического приема являются:

1. Собственный отрицательный опыт пациента при предыдущих стоматологических манипуляциях.

2. Чужой негативный пример. Человек перенимает образ поведения своих друзей и родных, испытывающих дискомфорт при посещении стоматологического кабинета.

3. При неблагоприятном исходе лечения в других областях медицины, человек испытывает стресс и в стоматологии.

4. Медиа-фактор. Сеть Интернет, средства массовой информации создают определенный образ стоматолога и врача в целом. Получая этот негативный пример, пациент составляет в своем сознании недостоверный стереотип.

5. Ощущение собственной беспомощности и потери контроля над ситуацией, когда пациент не в состоянии контролировать процесс, что приводит к появлению чувства уязвимости, которое вызывает страх.

6. Часто дентофобия связана с финансовым фактором. Пациенты боятся, что за лечение им выставят счет на большую, чем они рассчитывали сумму [7, 10].

Из-за чувства страха пациенты оттягивают посещение стоматологического кабинета и приходят на прием уже с острой болью и осложнениями. Во время приема такие пациенты игнорируют рекомендации врача и посещают стоматолога опять при крайней необходимости. На приеме такие пациенты истощают все энергетические запасы врача, мешая своим некорректным поведением сконцентрироваться на лечении, отчего страдает качество выполняемой работы, а нередко и весь распорядок дня в лечебном учреждении [5,6].

Одной из главных ошибок стоматолога является игнорирование такого пациента. Вмешательство во время паники может привести к обострению соматических заболеваний пациента или даже привести к неотложным состояниям [7].

Выделяют 3 степени выраженности дентофобии [8,9]:

  1. легкая – пациент испытывает легкое беспокойство, сидя в стоматологичеcком кресле;
  2. средняя – в зависимости от вида стоматологического вмешательства, пациент испытывает тревогу, после проведенного успешного лечения чувство дискомфорта исчезает;
  3. тяжелая степень – пациент посещает стоматолога только в случае крайней необходимости, создает трудности в процессе лечения, не выполняет рекомендации врача.

В течение 1 месяца было проведено исследование и выявление психологической напряженности у пациентов Консультативной стоматологической поликлиники СГМУ им. В.И. Разумовского.

Для сравнения степени тяжести дентофобии было проведено анкетирование по шкале Кораха пациентов на стоматологическом приеме. Пациенты (n=100) были разделены на 2 группы по 50 в каждой. 1 группу составляли пациенты терапевтического приема (n1=50), 2 группу – хирургического приема (n2=50).

Сравнение степени тяжести дентофобии на терапевтическом (n1=5) и хирургическом (n2=50) стоматологическом приеме

На терапевтическом приеме большее количество пациентов с легкой степенью дентофобии и отсутствует тяжелая. В то время как на хирургическом тяжелая степень дентофобии определилась у 10% опрошенных.

Такой результат можно объяснить тем, что:

  • процесс удаления зубов психологически воспринимается негативнее, чем, например, реставрация зуба;
  • чаще в детстве пациенты посещали стоматолога с целью удалить молочный зуб, и уже во взрослом возрасте пациент испытывает негативные эмоции пере кабинетом хирурга-стоматолога;
  • удаление зуба у многих пациентов сопряжено с тем, что консервативные методики лечения зуба оказались неэффективны;
  • пациенты, страдающие тяжелой формой дентофобии, оттягивают визит к стоматологу, в результате чего им может понадобиться только хирургическая помощь.

Также было выяснено, что в результатах среди пациентов терапевтического и хирургического приема преобладает средняя степень дентофобии (64% и 68% соответственно).

Для определения основных причин возникновения дентофобии и дачи рекомендаций по снижению эмоциональной напряженности у пациентов на приеме (n=100) ,в анкете были заданы дополнительные вопросы.

  1. Когда впервые появился страх перед стоматологическим приемом? (n=100)

У большинства пациентов (70%) страх впервые появился в детском возрасте.

  1. Чего вы боитесь наиболее всего при посещении стоматолога? (n=100)

Наиболее всего пациенты боятся боли (47%) и инъекций (41%).

  1. С помощью чего можно было бы снизить вашу тревогу перед стоматологическим лечением? (n=100)

Часто встречающимися ответами на данный вопрос были: комфортная обстановка (52%), минимальное ожидание в очереди у кабинета врача (19%), прием успокоительного (10%).

После проведенных исследований нами были выделены рекомендации по снижению эмоциональной напряженности у всех групп пациентов на стоматологическом приеме.

  1. Исходя из того, что у большинства опрошенных впервые страх появился в детстве, стоматолог на приеме должен донести до пациентов, что формирование отношений врач-пациент начинается еще на детском стоматологическом приеме. Они достигаются за счет регулярного посещения стоматологического кабинета с целью профилактического осмотра, своевременного лечения.
  2. Использование современного оборудования и анестетиков для проведения манипуляций, обеспечивает отсутствие болевых ощущений и снижение напряжения от инъекций.
  3. Если психоэмоциональная напряженность на приеме связана с финансовым фактором, то пациенту необходимо заранее ознакомиться с расценками на стоматологические услуги у данной клиники.
  4. Создание комфортной обстановки «с порога». Это значит, что сам стоматологический кабинет и медицинский персонал не должен «отталкивать» от себя пациента.
  5. Рациональный выбор времени и продолжительности лечения. Во многих стоматологических клиниках существует предварительная запись пациентов, которая избавляет их от ожидания возле кабинета стоматолога.

При легкой степени дентофобии достаточно общих рекомендаций и нуждаемость в дополнительной психологической подготовке перед стоматологическими манипуляциями отсутствует.

При средней степени дентофобии помимо общих рекомендаций показана психологическая коррекция эмоционального состояния на приеме. Врач должен подробно описать процедуру лечения, оценить психологическое состояние пациента, провести беседу. Необходимо создать атмосферу доверия и партнерства, систему положительных отношений «врач – пациент». Психопрофилактика важна для стоматологов, так как средняя степень дентофобии является преобладающей.

При тяжелой степени дентофобии недостаточно общих рекомендаций и психопрофилактики на стоматологическом приеме, так как требуется сотрудничество с психотерапевтом и коррекция эмоционального напряжения с помощью фармакологической поддержки. Психотерапевт находит причины развившегося страха, избавляет от ложных установок и связанных с ними отрицательных эмоций и учит пациента самостоятельно снимать психоэмоциональное напряжение. Фармакологическая поддержка представляет собой премедикацию. Она направлена на снижение тревоги и стресса пациента в процессе подготовки к лечению с помощью медикаментов. Выделяют седативные препараты растительного происхождения (настойка валерианы, пустырника); транквилизаторы (диазепам, фенозепам, седуксен, сибазон); препараты других химических групп (триоксазин, атаракс). Тяжелая степень выраженности дентофобии встречается чаще всего на хирургическом приеме, поэтому хирургу-стоматологу важно контролировать психоэмоциональное состояние пациента.

Вывoды:

  1. Дентофобия – это боязнь стоматологического вмешательства. Знание этой проблемы важно для врача-стоматолога, так как оно позволяет улучшить качество проводимого леченияу пациента с данной проблемой.
  2. С помощью шкалы Кораха была сравнена степень тревожности пациентов на хирургическом и терапевтическом приеме. В результате было доказано, что пациенты на хирургическом стоматологическом приеме испытывают больший стресс, чем на терапевтическом стоматологическом приеме. Преобладающей степенью дентофобии является средняя (64% на терапевтическом и 68% на хирургическом приеме).
  3. С помощью анкетирования были выяснены основные причины возниконовения дентофобии. Для снижения эмоциональной напряженности у пациентов врачу-стоматологу необходимо выяснить степень выраженности дентофобии и, в зависимости от этого, проводить психопрофилактику на стоматологическом приеме, медикаментозную терапию или направить пациента на прием к психотерапевту.

Литература

1. Бакшеева С.Л., Горбач Н.А., Алямовский В.В. Мероприятия по оптимизации стоматологической помощи населению северных территорий Красноярского края// Институт стоматологии. 2009. Т. 2. №43. С. 12-15.

2. Айер У. Психология в стоматологической практике / СПб.: Питер, 2008. 224 с.

3. Hetz G. F. MPG: На что стоматологам следует обратить особое внимание? // Новое в стоматологии. 2002. №2. С.87-88.

4. Бойко В.В. Физический дискомфорт на приеме и негативный стоматологический опыт пациента // Институт стоматологии. 2002. №4. С.7-10.

5. Казакова Л.Н., Бабаджанян С.Г., Терещук О.С. Экспериментально-психологическое исследование состояния детей перед стоматологическим вмешательством // В сборнике: Стоматология: шаг в будущее. Сборник материалов международного научного e-симпозиума. 2013. С. 90-98.

6. Казакова Л.Н., Бабаджанян С.Г. Оценка эмоционального состояния детей перед стоматологическим вмешательством // Академический журнал Западной Сибири. 2013. Т. 9. №3 (46). С. 75-76.

7. Лепилин А.В., Суетенков Д.Е., Казакова Л.Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. Т. 3. №3-4. С. 28-30.

Читать еще:  Как правильно использовать насадку-диффузор для фена

8. Анисимова Е.Н., Гасанова З.М., Молчанов А.С., Рязанцев Н.А. Психологический способ коррекции страха и тревоги перед стоматологическим вмешательством // Эндодонтия today. 2012. №1. С. 31–35.

9. Laurence J. Legislation and ethics. Thwarting vicarious liability // American journal of orthodontics and dentofacial orthopedics. 2000. №3. P.370-372.

10. Рыжова Е.А., Петрова А.П. Формирование долгосрочных позитивных отношений врача-стоматолога и пациента // Дентал Юг. 2010. №5. C. 56.

Методика стоматологического осмотра

Методы обследования пациента – это приемы, способы, используемые врачом для установления болезни или физиологического состояния организма. Методы обследования можно разделить на две большие группы: клинические и дополнительные или специальные, т.е. инструментально-лабораторные. Каждая из этих групп методов обследования включает ряд более частных методов и конкретных методик – расспрос или анамнез, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, большое количество биофизических и биохимических методов.

Обследование пациента проводится в стоматологическом кабинете и спокойной обстановке, внушающей ему доверие к врачу. Если пациент ребенок, врач знакомится с ребенком и его родителями. Перед обследованием необходимо отрегулировать кресло, чтобы пациент принял правильное и удобное положение. Лучше всего проводить обследование при естественном рассеянном освещении (особенно при изучении состояния слизистой оболочки полости рта). Искусственное освещение должно быть направлено на область рта, чтобы не слепить и не раздражать пациента. Для обследования используют стерильный смотровой набор инструментов в лотке (стоматологическое зеркало, зонд, пинцет). Непосредственно перед обследованием пациента врач обрабатывает руки.

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из двух этапов:

опрос – выяснение жалоб, истории жизни и истории болезни;

объективное исследование – исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия).

Каждый этап клинического обследования проводится в определенной последовательности. Опрос состоит из трех частей:

сбор анамнеза жизни;

сбор анамнеза заболевания.

Жалобы могут быть разнообразны, чаще всего они связаны с появлением болевых ощущений, деформаций или дефектов, функциональных и эстетических нарушений в челюстно-лицевой области. Если обследование проводится в профилактических целях, жалобы могут отсутствовать.

Анамнез жизни проводится путем расспроса о хронических заболеваниях пациента, перенесенных травмах и операциях.

Анамнез жизни ребенка собирается в основном в результате беседы с родителями. В первую очередь необходимо узнать возраст ребенка (месяц и год рождения). Далее выясняется:

1) наследственная предрасположенность: на кого похож ребенок и каково состояние зубочелюстной системы у ближайших (а если необходимо, то и у отдаленных) родственников;

2) хронические заболевания матери;

3) акушерско-гинекологический анамнез матери: беременность по счету, роды по счету; острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности; лекарственные препараты, получаемые матерью в период беременности; производственные вредности у матери; патология беременности и родов: токсикоз первой половины беременности (рвота, дерматозы, хорея, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.), токсикоз второй половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.); кровотечения и анемия; угроза выкидыша; осложнения при родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуумэкстракция, кесарево сечение);

4) развитие ребенка: длина, масса при рождении, возраст, когда начал держать голову, сидеть, ходить, говорить, вид и сроки вскармливания (грудное, искусственное, смешанное), сроки прикорма, перехода на жесткую пищу; заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, стафилококковая инфекция, пневмония, ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит и др.); лекарственные препараты, которые ребенок получал на первом году жизни; сроки начала прорезывания временных зубов, сроки и характер смены зубов, перенесенные и сопутствующие заболевания, вредные привычки;

5) бытовые условия жизни ребенка: питание (режим потребления сладостей, качество и консистенция пищи), образ жизни (режим труда и отдыха, физическая культура);

6) санитарная культура дома (уровень санитарно-гигиенических знаний ребенка и родителей);

7) характер нейропсихических реакций (характер и темп дыхания, положение головы во время сна, поведение, успеваемость, увлечения).

Анамнез заболевания. Если есть жалобы, то выясняют время их появления, изменение характера жалобы во времени (динамика), выясняют, с чем пациент связывает появление заболевания, что предпринималось и с каким результатом.

Анамнез заболевания ребенка записывается со слов родителей. Дополнительно, а также в случае отсутствия жалоб необходимо выяснить, ухаживает ли ребенок за своими зубами, пользуется ли он зубной щеткой, зубной пастой. Детально выяснить, каковы предметы, средства, и методы гигиены полости рта ребенка. Узнать, лечил ли он зубы или другие заболевания полости рта.

Вторым этапом клинического обследования пациента является объективное исследование.

Обследование начинают обычно с определения общего состояния организма. Внешний осмотр пациента начинается с момента появления его в кабинете. Определяются физическое и психоэмоциональное состояние, конституционный тип развития (гиперстенический, астенический, нормальный).

В процессе осмотра ребенка обращается внимание на состояние опорно-двигательного аппарата; может быть изменение осанки, искривление костей конечностей, деформация позвоночника. Осмотр головы позволяет определить резко выраженные нарушения положения, величины и формы головы, состояние волосяного покрова.

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Определение стоматологического статуса начинают с исследования конфигурации лица и состояния его наружных покровов. Определяют симметричность правой и левой половины лица; цвет кожных покровов, их эластичность; наличие рубцов, их характер, форму; выраженность носогубных и подбородочных складок; соотношение высоты среднего и нижнего отделов лица (в норме примерно равны); в профиль – выступание или западение, переднее или заднее положение отдельных частей лица (губ, подбородка, нижней или средней части лица). Могут быть установлены асимметрия лица, увеличение или уменьшение высоты нижнего отдела лица по сравнению с высотой среднего отдела, переднее или заднее положение, или смещение в сторону отдельных частей лица, сглаженность или выраженность, углубление носогубных складок.

Оценивают развитие и состояние органов чувств, расположенных на лице (уши, глаза, нос).

Отдельно необходимо провести исследование нижней челюсти: визуально определить форму, симметричность обеих ее половин, величину, наличие неровностей, утолщений, приобретенных и врожденных деформаций, пальпаторно определить характер поверхности утолщения или опухоли (гладкая, бугристая), консистенцию (плотная, упругая, мягкая).

О состоянии височно-нижнечелюстного сустава в определенной мере можно судить по степени открывания рта и боковых движений нижней челюсти. Индивидуальную норму открывания рта предложено определять по ширине 3 пальцев пациента (указательного, среднего и безымянного). В норме при открывании рта движение нижней челюсти плавное, без боковых смещений, средняя линия нижней челюсти не отклоняется от средней линии лица. Боковые движения нижней челюсти в обе стороны плавные, на равные расстояния.

Далее осматривают и пальпируют область сустава и наружный слуховой проход: может быть припухлость, гиперемия, болезненность. Подушечки средних пальцев устанавливают впереди козелка уха и при открывании, закрывании рта, при боковых движениях челюсти устанавливают степень подвижности головок нижней челюсти, появление при этом болезненности, хруста или щелканья. У здорового пациента головки нижней челюсти при экскурсии пальпируются с обеих сторон, экскурсия безболезненна, симметричная, плавная, без патологических шумовых явлений.

Существенное значение имеет состояние губ. Следует обратить внимание на величину ротовой щели и характер смыкания губ (сомкнуты, не сомкнуты, спокойное, напряженное смыкание), в норме линия смыкания губ параллельна зрачковой линии, углы губ чистые, сухие, на одном уровне. Контур красной каймы губ целостный, правильный («дуга купидона»). Слизистая губ бледно-розовая, сухая, чистая, гладкая.

Следующий этап – исследование полости рта, которое, в свою очередь, делится на две части:

осмотр преддверия полости рта;

осмотр собственно полости рта.

Преддверие осматривают при сомкнутых зубах. В норме слизистая оболочка преддверия бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Затем осматривают выводные протоки околоушных слюнных желез, которые находятся на уровне первого или второго моляра верхней челюсти. Стоматологическим зеркалом оттягивают вперед и несколько кнаружи угол рта. Слизистая оболочка выводных протоков в норме не изменена. Контур вестибулярной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены, ткани плотные, упругие. После прорезывания зубов может быть установлено правильное или низкое прикрепление уздечки верхней губы (ниже уровня шеек центральных резцов), правильное или высокое прикрепление уздечки нижней губы (выше уровня шеек центральных зубов), мелкое преддверие полости рта (менее 5 мм в сочетании с побледнением маргинальной десны и межзубных сосочков при оттягивании губы). При этом уздечки губ могут быть укорочены, утолщены. Затем пациента просят сомкнуть зубы и проглотить слюну. В этом положении оценивают прикус (соотношение зубных дуг в центральной окклюзии). Соотношение определяется по участкам и направлениям. Участков 3: два боковых и фронтальный. Направлений тоже 3: сагиттальное (переднезаднее), вертикальное и трансверзальное (поперечное). Физиологические виды прикуса: ортогнатический, прямой, бипрогнатический, физиологический прогенический (с отсутствием сагиттальной щели во фронтальном участке), глубокое резцовое перекрытие. Аномальные (патологические) виды прикуса: прогнатический, прогенический, глубокий, открытый, латерогнатический, латерогенический. Для физиологических видов прикуса характерны полноценная функция и хорошая эстетика. Зубы не должны выступать из зубной дуги, должны плотно контактировать друг с другом апроксимальными поверхностями, образуя контактные пункты. На верхней челюсти в постоянном прикусе форма зубной дуги полуэллипс, на нижней челюсти – парабола, во временном прикусе – полукруги.

Собственно полость рта осматривают при широко открытом рте. Осмотр при помощи шпателя позволяет оценить состояние небных миндалин. В норме слизистая оболочка рта бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Контур оральной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены.

Небо по форме и глубине визуально определяется как нормальное, глубокое, плоское, очень глубокое и узкое «готическое».

Язык в норме не имеет отпечатков зубов, подвижен, при широко открытом рте кончик языка упирается в верхние передние зубы (если нет, то может быть короткой уздечка языка), уздечка языка прикрепляется к альвеолярной части нижней челюсти на уровне дна полости рта (если выше – патология, «парус»). Слизистая спинки языка розовая, чистая, влажная, без складок и участков ороговения.

Далее приступают к осмотру зубов и записи зубной формулы с обозначением состояния зубов. Следует соблюдать определенный порядок осмотра зубов, который предусматривает последовательность и исключает пропуски. В настоящее время принято осмотр начинать с последнего зуба верхней челюсти справа, далее – влево все зубы верхней челюсти, затем слева направо все зубы нижней челюсти, заканчивая осмотр последним зубом нижней челюсти слева. Для краткости записи состояния зубов обычно пользуются, так называемой, зубной формулой. В графической числовой зубной формуле каждый зуб челюсти имеет свой порядковый номер. Нумерация начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Графическая часть формулы имеет крестообразный вид с короткой вертикальной линией, разделяющей зубы челюстей на левые и правые, и более длинной, отделяющей зубы верхней челюсти от зубов нижней челюсти. Постоянные зубы записываются арабскими цифрами, временные – римскими.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector