В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

«БПЛА уже показали свою эффективность»: как Россия усиливает беспилотную авиацию

Железнодорожная бригада Центрального военного округа, дислоцированная в Хакасии, впервые получит на вооружение малые беспилотные летательные аппараты «Тахион». Об этом сообщило Министерство обороны России.

«Комплексы БПЛА будут применяться военными железнодорожниками ЦВО на плановых учениях и в ходе выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в качестве средств воздушной разведки», — отмечается на сайте ведомства.

Предполагается, что в чрезвычайных ситуациях беспилотники в режиме реального времени смогут следить за обстановкой в районах очагов лесных и полевых пожаров, защитой мостов и гидротехнических сооружений при паводках и аварийно-спасательных работах.

«Беспилотный летательный аппарат разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления», — уточнили в оборонном ведомстве.

По данным Минобороны, комплекс с БПЛА малой дальности «Тахион» используется в армии для воздушной фоторазведки объектов противника «в интересах подразделений» сухопутных войск, воздушно-десантных войск, береговых войск военно-морского флота. Эта информация, в свою очередь, впоследствии используется в том числе «для целеуказания ударным (огневым) средствам, ретрансляции радиосигнала».

«Полезная нагрузка включает сменные модули с тепловизионной камерой, цветной видеокамерой на гиростабилизированной поворотной платформе, фотокамерой, аппаратурой ретрансляции. Способ старта — с ручной катапульты», — ранее сообщало военное ведомство.

Стоит отметить, что аппараты «Тахион» могут использоваться в любое время суток на дальности до 40 км даже в неблагоприятных погодных условиях, например при порывах ветра, достигающих 15 м/с. Рабочий диапазон температур аппарата — -30. +40 °С, скорость — до 120 км/ч, максимальная высота полёта — 4 тыс. м.

«Тахион» — детище ижевского ООО «Ижмаш — Беспилотные системы». Беспилотник был представлен в 2012 году, а в конце 2014-го они начали поступать на вооружение частям БПЛА Восточного военного округа. В настоящее время «Тахион» используется сухопутными войсками, а также подразделениями ВМФ России.

«Будет помогать командованию»

Как заявил в беседе с RT член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Эдуард Багдасарян, «Тахион» даёт армии прежде всего такое важное преимущество, как оперативность.

«Ведь он разворачивается в течение 20 минут и практически сразу же готов к активному применению», — отметил аналитик.

С его точки зрения, для железнодорожных войск такой аппарат может быть крайне полезен.

«Ему под силу очень быстро промониторить путевую обстановку, проконтролировать состояние железнодорожного полотна», — пояснил Багдасарян.

Военный эксперт Алексей Леонков, в свою очередь, заметил в интервью RT, что благодаря «Тахиону» железнодорожные военные могут также отслеживать, что происходит в районе движения поезда с военной техникой или боеприпасами.

«В случае если речь идёт о таких составах спецназначения, разведка просто необходима. К тому же у Железнодорожных войск России есть важная функция — восстановление путей сообщения в результате, например, природного катаклизма или другой ЧС. При этом нужно определить масштабы происшествия, а бинокль тут не сильно поможет, но беспилотник «Тахион» выручит. Такой БПЛА будет помогать оператору и командованию оценивать обстановку, чтобы правильно и грамотно применить штатные силы и средства», — говорит Леонков.

Он также подчеркнул, что «Тахион» может быть трансформирован из разведывательного аппарата в боевой посредством «смены блоков целевой нагрузки».

«На нём можно установить аппаратуру, ведь вес полезной нагрузки составляет 5 кг. То есть из этого БПЛА можно сделать боевой аппарат, однако основная его функция — это всё-таки разведка», — пояснил эксперт.

Качество наблюдения

Помимо «Тахиона», на вооружении российской армии стоят также такие БПЛА, как «Элерон-3», «Орлан-10», «Леер», «Гранат» и «Груша».

Все эти беспилотные летательные аппараты военные задействуют в том числе во время учений.

Так, в августе 2019 года более 70 этих комплексов беспилотной авиации Западного военного округа приняли участие в тактико-специальных манёврах, которые проходили одновременно на полигонах в Московской, Ленинградской, Калининградской, Воронежской и Смоленской областях.

«Поднятые по тревоге расчёты комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», «Леер», «Гранат», «Элерон-3», «Тахион» и «Груша» совершили многокилометровые марши в назначенные районы, где с применением БЛА выполнили разведку местности на высоте от 500 м до 2500 м и передачу командным пунктам мотострелковых, артиллерийских, авиационных и ракетных подразделений данных о скоплениях бронетехники, инженерных укреплениях, расположении войск и объектов условного противника», — отмечается в сообщении Минобороны РФ.

Кроме того, беспилотная авиация России осуществляет и мониторинг местности, преследуя разные цели, например облёт военных городков для уточнения обстановки в них. В июне 2018 года комплексы «Тахион», «Элерон-3» и «Орлан-10» Восточного военного округа провели мониторинг более 90 таких объектов, чтобы отследить состояние их инфраструктуры, передвижение военной техники, пожароопасную обстановку.

С помощью беспилотной авиации ведётся и мониторинг зон возможных кризисных ситуаций. В марте прошлого года российское военное ведомство сообщило, что БЛА воинских частей и соединений Южного военного округа следят за паводковой и пожарной обстановкой в зонах своей ответственности. Указывается, что получаемые данные позволяют командованию «оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и минимизировать последствия стихии». Только за полгода эти расчёты подразделений БЛА отработали в воздухе более 250 часов.

Напомним, в прошлом году модификации беспилотных летательных аппаратов «Элерон», «Тахион» и «Орлан» поступили на вооружение Амурского объединения Восточного военного округа.

А в ноябре стало известно, что батальон беспилотной авиации российской военной базы в Таджикистане получит БЛА «Элерон-3» и «Тахион» в 2020-м. Об этом сообщил журналистам командир базы полковник Сергей Горячев.

«С помощью данных БЛА улучшается качество наблюдения за приграничными территориями», — сказал Горячев.

По его словам, новая техника увеличит мобильность подразделения, а также позволит «получать информацию и выполнять задачи быстро, качественно и в срок».

Достойный конкурент

Россия также ведёт разработки и других военных БПЛА. В декабре прошлого года Минобороны РФ и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписали контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Об этом во время визита на предприятие сообщил заместитель главы военного ведомства Алексей Криворучко.

По его словам, этот аппарат будет оснащён комплексом средств спутниковой связи и элементами искусственного интеллекта, «способного взаимодействовать с пилотируемыми летательными аппаратами».

Кроме того, УЗГА поставит в Вооружённые силы РФ десять разведывательных комплексов с обновлёнными беспилотными летательными аппаратами «Форпост-Р». А в текущем году Минобороны планирует заключить контракт на поставку ещё 18 таких комплексов.

«Комплекс получил новые возможности благодаря передовым отечественным разработкам, позволяющим вести разведку круглосуточно с применением не только оптических, но и радиотехнических и радиолокационных средств», — отмечают в министерстве.

По мнению Алексея Леонкова, новые российские БПЛА по своим характеристикам способны конкурировать с западными аналогами.

«Россия обладает научно-техническим заделом, который сейчас продолжает развивать и реализовывать. Поэтому РФ сейчас — достойный конкурент на мировом рынке строительства БПЛА. Разработки новых аппаратов идут полным ходом. Ряд БПЛА уже показали свою эффективность. Кроме того, РФ скорректировала соответствующие программы, и уже в ближайшем будущем мир увидит новые беспилотники, которые также будут крайне востребованны», — резюмировал Леонков.

Эксперты рассказали о проблемах создания беспилотников в России

Российские военные обнаружили за пять лет подлет иностранных разведывательных беспилотников к берегам Крыма более тысячи раз. При этом вскоре НАТО должен получить новый американский беспилотный летательный аппарат Global Hawk для создаваемой системы воздушной разведки наземных целей. Есть ли у России ответ, разбиралась “Газета.Ru”.

После нескольких лет задержек НАТО начало формировать систему воздушной разведки и наблюдения AGS (Alliance Ground Surveillance), частью которой являются беспилотные летательные аппараты (БЛА) стратегического класса RQ-4 Global Hawk Block 40, оснащенные мультиплатформенной РЛС нового поколения с активной фазированной антенной решеткой MP-RTIP.

AGS станет средством круглосуточного наблюдением за сушей и водной поверхностью в реальном времени. Считается, что она обеспечит большую детальность данных разведки, чем спутники.

Подобные технологии представляют несомненный интерес и для других стран мира, стремящихся создать аналогичные беспилотные системы как с разведывательными, так и ударными функциями.

Стоит отметить, что российские военные с момента возвращения Крыма в состав России более тысячи раз обнаруживали разведывательные беспилотники недалеко от полуострова.

«С марта 2014 года — после воссоединения Крыма с Россией — разведывательная деятельность у наших южных границ постоянно наращивается. Среднее количество обнаруженных дежурными силами ПВО разведывательных летательных аппаратов в этом регионе за год составляет порядка 250 воздушных целей», — сообщил командующий 4-й армией ВВС и ПВО Южного военного округа генерал-майор Николай Гостев в интервью газете «Красная звезда».

В основном фиксируются полеты американских самолетов-разведчиков ЕР-ЗЕ Aries и Р-8А Poseidon, а также стратегических разведывательных беспилотных аппаратов RQ-4В Global Hawk, добавил он.

Что касается России, то работы в сфере дронов среднего и тяжелого класса в настоящее время ведутся по нескольким направлениям.

Так, в апреле 2019 года российские ВКС впервые применили ударные беспилотные летательные аппараты типа «Орион-Э» при атаке объектов террористических формирований в сирийской провинции Хама.

Читать еще:  В китае изобрели камеры видеонаблюдения с искусственным интеллектом

Первоначально «Орион» разрабатывался как разведывательный аппарат большой продолжительности полета. В 2017 году он демонстрировался на авиасалоне МАКС и форуме «Армия». По ходу разработки аппарату было решено придать и ударные функции. До этого на оснащении Вооруженных сил России (в отличие от ВС США, Израиля, Китая) ударных БЛА попросту не было.

Размах крыла «Орион-Э» составляет 16 метров, длина аппарата — 8 метров, БЛА способен нести до четырех ракет класса «воздух-земля». Крейсерская скорость полета «Ориона» находится в диапазоне от 120 до 200 км/ч. Практический потолок составляет 7500 метров. Максимальная продолжительность полета — 24 часа, радиус боевого применения — до 300 км.

Интегрированный разведывательно-ударный вариант рассматривается к постановке на вооружение частей ВКС России после получения опыта боевого применения в Сирии.

Что касается тяжелых беспилотных летательных аппаратов стратегической разведки типа Global Hawk, то круг стран, способных создать такие системы, относительно невелик. В их число в настоящее время входит и Россия.

Как рассказал главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, в свое время Министерство обороны России ставило перед разработчиками задачу создания беспилотного комплекса, способного выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств.

Разработка БЛА с такими характеристиками, получившего название «Альтаир» (тема «Альтиус»), велась ОКБ им. Симонова (ранее именовалось ОКБ «Сокол») с 2011 года. Научно-исследовательская работа обошлась более чем в 1 млрд рублей.

Затем с разработчиками был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ общей стоимостью порядка 3,6 млрд рублей. Три завершенных и принятых заказчиком этапа по данной работе были оплачены в размере около 3 млрд рублей.

«Однако затем ОКБ им. Симонова столкнулось с рядом сложностей как технического, так и организационного плана. Они, в свою очередь, повлекли за собой проблемы финансового характера — не хватало средств не только на проведение работ, но и на расчеты с контрагентами за уже выполненные работы», — рассказал Денис Федутинов.

Как сказал собеседник издания, уже на третьем этапе у исполнителя возникли определенные сложности, которые поставили под угрозу выполнение проекта. А сдача четвертого этапа — заводских испытаний, который должен был быть завершен в конце 2017 года, и вовсе была сорвана ОКБ им. Симонова.

По информации информированных источников, приблизительно в это же время стало понятно, что для проекта необходимо дополнительное финансирование. По некоторым оценкам, требовалось около 1 млрд рублей.

«Российское военное ведомство оказалось, мягко говоря, в непростой ситуации. Было очевидно, что, несмотря на имевшие место существенные затраты, проект высотного БЛА большой продолжительности полета, на который возлагались большие надежды, оказался под угрозой срыва», — отметил Денис Федутинов.

Как считает эксперт, список компаний, способных и готовых взяться за продолжение недоделанной работы, оказался на том этапе относительно невелик. Среди них было АО «Уральский завод гражданской авиации», которое входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, принадлежащую Ростеху.

«В 2012 году УЗГА начал лицензионную сборку израильских беспилотных комплексов Searcher Mk II (разработан в 1990-х годах) под обозначением «Форпост», — добавил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Поначалу собирались поставлявшиеся из Израиля комплекты, позднее началась локализация производства. Эти комплексы активно применялись в Сирии. Комплекс включает три самолета и станцию управления. Масса БЛА — 436 кг, он способен вести разведку с высоты 5 км в течение 16 часов. Также налажено производство беспилотных систем BirdEye 400 все от того же израильского концерна Israel Aerospace Industries (IAI), которые в России получили название «Застава».

В 2019 году Минобороны получило вариант «Форпоста», собранный исключительно из отечественных комплектующих и с оригинальными техническими решениями. Ранее сообщалось, что завершаются испытания ударной версии аппарата («Форпост-М»). Для этого комплекс получит радар, оптические системы и управляемые авиабомбы.

Однако все складывалось далеко не так просто.

«Руководство Татарстана выразило пожелание оставить данную работу и соответствующие наработанные компетенции в республике. В результате переговоров между сторонами, вовлеченными в спасение проекта «Альтаир», было принято компромиссное решение, что новый исполнитель будет его реализовывать также в Татарстане. С учетом данных требований, компанией УЗГА в городе Казани было создано обособленное подразделение уральского предприятия», — рассказал Федутинов.

Заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко в то время отметил, что ожидается, что машина будет поднята в воздух уже в 2019 году. Тогда обозначенный срок показался многим чересчур оптимистичным.

В штат казанского подразделения были трудоустроены сокращенные в ОКБ им. Симонова ключевые специалисты.

«Казанское подразделение уральского предприятия полностью «встало на крыло» и продолжает работы по созданию усовершенствованной версии тяжелого беспилотника», — добавил главный редактор журнала «Беспилотная авиация».

Планер БЛА «Альтаир», рассказал Федутинов, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным оперением. Взлетная масса аппарата, по имеющимся данным, достигает 7,5 тонн, размах крыла — 28,5 м. На БЛА использовано трехопорное убираемое колесное шасси.

На консолях крыла аппарата расположены два дизельных двигателя A03/V12 с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 500 л. с. каждый. В конструкции БЛА широко использованы композиционные материалы.

Согласно имеющимся данным, БЛА должен иметь возможность выполнять полеты длительностью до двух суток. Дальность действия при этом не ограничивается каналом связи прямой видимости в связи с использованием также спутникового канала.

В качестве полезной нагрузки на БЛА «Альтаир» могут быть использованы станция оптической видовой разведки и РЛС бокового обзора. Предположительно, аппарат оборудован гиростабилизированой оптико-электронной системой наблюдения (ГОЭС) состоящей из тепловизионного канала с неохлаждаемым детектором и камерами высокого разрешения видимого диапазона, установленными на гиростабилизированной поворотной платформе. РЛС, вероятно, размещается в центральной части фюзеляжа. Общая масса полезной нагрузки при этом может превышать тонну.

БЛА «Альтаир» был доработан, проверена работоспособность всех его систем, проведен цикл наземных испытаний. 16 августа 2019 года обновленный «Альтаир», как и прогнозировал Криворучко, поднялся в небо и выполнил свой первый полет. Он проходил в течение 32 минут на высоте до 800 м в полностью автоматическом режиме на одном из испытательных аэродромов.

«Сейчас БЛА «Альтаир» активно проходит летные испытания. Между тем, впереди предстоит еще довольно большая работа по отладке систем, доводке БЛА до заданных заказчиком характеристик», — подчеркнул главный редактор журнала «Беспилотная авиация».

«Однако вопросы вызывает использование на «Альтаире» дизельных двигателей A03 германской компании Red Aircraft GmbH», – добавил Денис Федутинов.

Во-первых, по некоторым сведениям, к ним возникли вопросы по ряду параметров, включая ресурс. Во-вторых, использование не локализированных зарубежных двигателей в БЛА, который предполагается использовать для ведения стратегической разведки, имеет очевидные риски, обусловленные политическими обстоятельствами.

«Возможным вариантом решения данной проблемы может быть переход на турбовальный двигатель пятого поколения ВК-800С, серийное производство которого может быть развернуто на производственных мощностях УЗГА. Однако данный подход потянет за собой множество необходимых изменений в конструкции БЛА», — считает Денис Федутинов.

«Таким образом, можно предположить, что для успешного завершения данного проекта и выполнения имеющихся требований заказчика, потребуется еще несколько лет», — считает Денис Федутинов.

Топ-5 новых российских антидронов — средств противодействия любым видам и типам БЛА

  • © ic.pics.livejournal.com

«Силок» к дронам жесток

7 ноября 2018 года руководитель Федеральной службы безопасности России Александр Бортников на открытии совещания руководителей специальных служб и правоохранительных органов заявил, что ФСБ пресекла попытки террористов использовать беспилотники для терактов на чемпионате мира по футболу. Такие попытки предпринимались не только при проведении мундиаля, но и во время подготовки и организации других массовых политических и спортивных мероприятий. По словам директора ФСБ, ведомство раскрыло семь группировок, которые планировали атаки с помощью дронов.

Бортников не вдавался в детали проведения таких антитеррористических операций, но известно, что спецслужбам в купировании угроз оказали помощь сформированные Министерством обороны специальные мобильные группы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Именно расчеты военных комплексов РЭБ обеспечили безопасность стадионов ЧМ-2018 от возможного налета беспилотных летательных аппаратов. Такие спецгруппы войск РЭБ несли дежурство на спортивных объектах 11 российских городов, в том числе и Москвы, где проходили матчи мундиаля. Для предотвращения терактов военнослужащие впервые применили новейшие комплексы «Силок». Также для противодействия налету беспилотников были использованы и другие аппараты РЭБ военного назначения и переносные противодронные комплексы. Комплекс «Силок» относится к суперсовременным разработкам в области РЭБ.

  • Картинка
  • © media.tvzvezda.ru

«Силок» в автоматическом режиме обнаруживает беспилотные летательные аппараты, сам определяет их координаты, а затем подавляет на различных диапазонах рабочих частот. Он выводит из строя каналы управления, телеметрии и связи беспилотника — дроны превращаются в бесполезный металлолом. В открытой печати сообщалось, что «Силок» способен гарантированно подавлять аппаратуру БЛА на расстоянии более четырех километров от своего пункта базирования. Разработчиком комплекса является столичный оборонный концерн «Созвездие».

Антитеррористическая оборона объектов ЧМ-2018 сработала со стопроцентной надежностью, а теперь комплексы радиоэлектронного противодействия «Силок» подразделения радиоэлектронной борьбы вновь используют по их прямому предназначению — военному.

Читать еще:  Сколько киловатт электроэнергии потребляет кондиционер в час, в месяц

Как сообщили еженедельнику «Звезда» в пресс-службе Западного военного округа (ЗВО), недавно на учениях в Ленинградской области комплексы «Силок» успешно использовались для принуждения к посадке беспилотников условного противника. По замыслу учебной тренировки, неопознанные БЛА различных модификаций и назначений осуществили попытки вторжения в закрытое для полетов воздушное пространство.

Применив «Силок», военнослужащие подразделений РЭБ ЗВО выполнили поиск, определили координаты воздушных нарушителей и вынудили их приземлиться. Затем специалисты инженерно-саперных подразделений обезвредили установленные на БЛА самодельные взрывные устройства, а бойцы из группы быстрого реагирования военной полиции провели задержание операторов, управлявших дронами условного противника.

Инновационное «ружье» от «Калашникова»

Правду говорят, что лучший егерь получается из вчерашнего браконьера… Российская компания ZALA AERO (входит в состав концерна «Калашников») известна как ведущий отечественный производитель беспилотной авиационной техники и технических средств, обеспечивающих их применение. Но на прошлогоднем Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» компания представила оригинальное устройство радиоэлектронной борьбы против дронов — «ружье» REX-1.

Это инновационное электромагнитное устройство предназначено для уничтожения любых беспилотных летательных аппаратов, в том числе мультикоптерного типа, применяемых на земной и водной поверхностях и находящихся на расстоянии прямой видимости.

Главная задача REX-1 — не допустить беспилотник-нарушитель на охраняемый объект. Этот антидрон от концерна «Калашников» сделан с привычной калашниковской надежностью. На масштабных учениях войск «Восток-2018» российские военнослужащие активно отрабатывали применение REX-1, и «ружье» не подвело.

  • Картинка
  • © media.tvzvezda.ru

Внешне электромагнитное устройство действительно похоже на стрелковое оружие, но стреляет оно не патронами. В REX-1 встроен блок подавления, который заглушает в радиусе пяти километров сигналы американской спутниковой навигации GPS, российской ГЛОНАСС, китайской BeiDou и европейской Galileo. Также устройство способно на расстоянии километра блокировать сигналы GSM, 3G, LTE и ставить помехи на различных частотах.

REX-1 выводит дрон из строя, но не повреждает его физически — летательный аппарат теряет связь с пультом оператора и плавно приземляется. Чтобы привести устройство в боевую готовность, достаточно нажать одну кнопку.

Оружие оснащено системой крепления, так что на него можно дополнительно установить прицелы, фонари, целеуказатели, а также устройства объективного контроля. Вес REX-1 составляет 4,2 килограмма. При этом модель имеет встроенный элемент питания, обеспечивающий непрерывную работу устройства на протяжении трех часов.

Кстати, у этого оружия есть еще и «побочный эффект»: «ружье» может использоваться и при саперных работах для борьбы с самодельными взрывными устройствами, которые активируются с помощью сигнала мобильного телефона.

От атаки беспилотников прикроет ZONT

Продолжила линейку устройств радиоэлектронной борьбы, созданных учеными и конструкторами ZALA AERO, новая антидроновая разработка — ZALA ZONT. Во время Международного военно-технического форума «Армия-2018» его представили руководству Вооруженных сил России на закрытом показе.

Как сообщили еженедельнику «Звезда» в пресс-службе концерна «Калашников», новое устройство подавляет сигналы спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, GALILEO) в радиусе двух километров, что позволит предотвратить нападение беспилотников на наземные группы наших войск. Кроме того, ZONT не позволяет определять точные координаты группы, обеспечивая незаметность передвижения.

  • Картинка
  • © media.tvzvezda.ru

К преимуществам устройства относятся его малый вес (всего 800 граммов) и компактность. Размеры аккумуляторной батареи (150×90×40 мм) и блока подавления (180×90×30 мм) позволяют полностью размещать устройство в стандартном подсумке для транспортировки магазина от автомата. Время непрерывной работы ZALA ZONT достигает шести часов, а для подзарядки или постоянной работы система подключается к сети напряжения 110 или 220 вольт. Как сообщают разработчики, новое устройство радиоэлектронной безопасности способно эффективно функционировать при температурах от -40 до +50° С.

«Черемуха»: дуплетом по дрону и его оператору

Ученые и конструкторы холдинга «Росэлектроника» (входит в состав Госкорпорации «Ростех») разработали модуль радиомониторинга «Черемуха», который позволяет не только обнаружить дрон, но и вычислить местонахождение его пункта управления. Устройство станет частью единого комплекса противодействия беспилотникам.

Новая разработка уже подтвердила свою эффективность: она позволяет определить направления, в которых находятся дрон и его оператор, с погрешностью всего два градуса. «Черемуху» планируется интегрировать в состав единого комплекса противодействия дронам, в который также войдут модуль пассивного когерентного локатора (ПКЛ) и модуль радиоэлектронного подавления «СЕРП». Комплекс создается АО «НИИ „Вектор“», входящим в «Росэлектронику».

  • Картинка
  • © media.tvzvezda.ru

Пассивный когерентный локатор обнаруживает все объекты, отражающие радиоволны. «Черемуха», в свою очередь, определяет, поступают ли на обнаруженные цели радиосигналы, устанавливает, являются ли объекты беспилотниками, а также находит пульт управления дроном. По выданным аппаратурой точным координатам будет нанесет удар артиллерией или высокоточным оружием.

Как сообщает производитель, комплекс будет выпускаться в двух вариантах — стационарном и мобильном. Выбор модификации, определение необходимого количества модулей, их распределение по территории охраняемого объекта и выделение каждому модулю своей зоны ответственности будут проводиться на этапе разработки проекта под требования заказчика с учетом конфигурации объекта и моделей вероятных угроз.

Мертвая зона «Соляриса-Н»

На прошедшей выставке «Интерполитех-2018» в период с 23 по 26 октября в Москве концерн «Созвездие» (входит в холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех») представил новейшую интеллектуальную систему охраны территории от проникновения беспилотников. Первый в России автоматический комплекс радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) способен обеспечить защиту от автоматических средств воздушной разведки и нападения на площади до 80 квадратных километров.

Как сообщается на официальном сайте разработчика, новейший комплекс РЭБ работает в автоматическом режиме без участия оператора. Его аппаратура обнаруживает летающий объект, проводит анализ траектории движения и структуры сигнала, на основании чего самостоятельно определяет, является ли он «чужим» беспилотником, и принимает решение о дальнейших действиях. После идентификации объекта как БЛА противника комплекс начинает воздействовать на него радиопомехами, перекрывая каналы приема-передачи данных и блокируя аппаратуру навигационно-временного обеспечения. После этого дрон теряет ориентацию и падает.

Комплекс «Солярис-Н» построен по модульному принципу. Это позволяет оптимизировать его состав в соответствии с конкретными условиями обстановки на поле боя.

  • Картинка
  • © media.tvzvezda.ru

Прогнозируется, что объем выполняемых войсками РЭБ России задач на различных стратегических направлениях к 2020 году возрастет в 2-2,5 раза.

По данным Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России за последние пять лет в войска РЭБ поступило более 600 комплексов нового поколения. В результате доля современной техники достигла 67%.

За «пятилетку» оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России создано для войск 19 новейших образцов, в том числе на воздушных носителях. Все современные средства РЭБ разработаны с учетом перспектив развития оружия и систем управления войсками ведущих иностранных армий. Это существенно расширило номенклатуру поражаемых радиоэлектронных средств вероятного противника и увеличило дальность радиоподавления в 3,5 раза.

Военным командованием планируется к 2021 году довести уровень оснащенности современной техникой войск РЭБ до 70%.

Разведывательные Беспилотные Летательные Аппараты

Полянин К.С.
студент 4 курс, факультет «Информационные и управляющие системы»Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова) Россия, г. Санкт-Петербург

Гордиенко В.С.
студент 4 курс, факультет «Ракетно-космической техники » Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова) Россия, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются варианты ведения разведывательных действий с помощью беспилотных летательных аппаратов. Приводятся примеры беспилотных аппаратов самолетного и вертолетного типа, предназначенных для решения подобных задач. Производится сравнение существующих летательных аппаратов. Делается вывод о преимуществах и недостатках одного из видов беспилотных аппаратов в сравнении с другим.

Беспилотный аппарат, самолет, вертолет, разведка, фотосъемка, видеосъемка, трансляция, обнаружение, идентификация

Развитие информационных и инженерных технологий позволило применять беспилотные летательные аппараты для проведения таких мероприятий, как аэрофотосъемка, видеонаблюдение, отслеживание изменения тепловых и магнитных полей, радиотехническая разведка и многих других функций в зависимости от определённой сферы деятельности. Летательные аппараты такого типа имеют ряд преимуществ перед остальными аэродинамическими летательными аппаратами, а именно: повышенная скрытность и маневренность, вследствие чего повышается эффективность выполнения поставленных задач. Наряду с указанными достоинствами беспилотных аппаратов важно отметить ещё и то, что в случае гибели такого летательного аппарата удается избежать потери людских ресурсов.

Одним из основных направлений развития современных БПЛА[1] является уменьшение их габаритных размеров. Примером этому можно считать дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics. Данный беспилотный аппарат представляет собой одновинтовой вертолёт. За счет малых значений его веса и размеров, рассматриваемый аппарат становится практически незаметным на расстоянии в пятнадцать метров. Благодаря этому он эффективно используется как в целях разведки, так и для наблюдения за неподвижными и подвижными объектами.

Рассматриваемый летательный аппарат можно задействовать для поисково-спасательных операций; для разведки, как на открытой местности, так и в помещениях закрытого типа. Возможно использование на театре военных действий для ознакомления с препятствиями. Также можно подняться на высоту более пятидесяти метров провести осмотр территории. Возможен поиск, установление контроля за объектом, а также и скрытое наблюдение за ним на короткой дистанции.

Управление исследуемым аппаратом производится с помощью системы GPS[2], возможна работа как в ручном режиме, так и на автопилоте. Встроенная видеокамера обеспечивает онлайн-трансляцию изображения, а также визуализацию панорамы на расстоянии до полутора километров за пределами видимости.

Читать еще:  Как подключить посудомоечную машину самостоятельно

Основные ТТХ PD-100 Black Hornet:

· длина – 12 см (длина лопастей);

· вес – 18 г (вместе с камерой);

· максимальная скорость – 5 м/мин.;

· время полета (макс.) – 25 минут.

Цена такого беспилотника варьируется от 30000 до 50000 долларов США[3].

Рисунок 1 – PD-100 BLACK HORNET PRS в действии.

В то же время существуют и БПЛА внушительных размеров. В их число входит MQ-8 Fire Scout, который был создан на основе легкого многоцелевого вертолета Bell 407, предназначен для разведки и наблюдения. Длительность полета такого аппарата составляет около пяти часов, что позволяет совершать продолжительные передвижения по воздуху в радиусе двухсот километров от точки старта. В состав оборудования вертолёта-разведчика входят электрооптические/инфракрасные сканеры, и лазерный дальномер которые, позволяют обнаруживать и распознавать заданные цели и распределять их в зависимости от значимости и ценности. На нём также могут находиться высокоточные ракеты класса Hellfire, с помощью которых беспилотный аппарат способен поражать наземные цели, а также, в дальнейшем, этот аппарат в состоянии оценить нанесенный ущерб с помощью специальных систем.

Основные ТТХ MQ-8 Fire Scout:

· Взлетный вес, кг.: 1 430.00

· Дальность, км.: 177.00

· Скорость, км/ч.: 205.00

· Практический потолок, м.: 6 096.00

· Диаметр главного винта, м.: 8,38

· Собственный вес, кг.: 1157

· Продолжительность полёта, ч.: 4-6

· Двигатель: Rolls-Royce 250-C20W

Рисунок 2 – Беспилотный вертолет MQ-8 Fire Scout.

Одной из последних разработок отечественной военной промышленности является беспилотный аппарат «Элерон-3» (рисунок 3). Этот аппарат предназначен для ведения оптико-электронной разведки и способен передавать визуальное изображение цели в пункт управления, обнаруживать и идентифицировать объекты разведки, определять точное местоположение объектов и отображать их на наземном пульте управления при помощи навигационных систем, осуществлять аэрофотосъемку местности.

Рисунок 3 – беспилотный аппарат «Элерон-3»

Основные тактико-технические характеристики беспилотного аппарата «Элерон-3»:

· Размах крыльев: 1,42 м.;

· Взлётная масса (макс.): 4,2 кг.;

· Крейсерская скорость полёта: 80 кмч.;

· Скорость полёта (макс.): 130 кмч.;

· Дальность полёта (макс.): 50 км.;

· Высота полёта (макс.): 5000 м.;

· Тип авиадвигателя: электрический

В сравнении с другими беспилотными аппаратами, выполняющими похожие задачи, «Элерон-3» имеет ряд преимуществ. Во-первых, его цена в пять раз ниже, чем у аналогов, а во-вторых, он обладает значительно более высокой скрытностью. Кроме того, важно отметить тот факт, что на этот летательный аппарат можно установить сменные фото- и видеокамеры, тепловизор и другие приборы.

Зачастую возникают ситуации, когда необходимо вести разведку вдалеке от места боевых действий или места расположения штаба войск, или просто в труднодоступной местности. Одним из таких аппаратов, способных перемещаться на большие расстояния и успешно вести разведку является «Орлан-10» (рисунок 4), который был разработан российским предприятием

«Специальный технологический центр».

Рисунок 4 – беспилотный летательный аппарат «Орлан-10»

Данный аппарат может применяться для ведения фото- и видеосъемки в различных погодных условиях, при этом оператор способен получать такие параметры полета, как координаты, высота. Траектория «Орлана» прокладывается на растровой карте. Такая карта представляет собой изображение, привязанное к некоторым координатам местности. В случае отклонения от заданного маршрута оператор производит корректировку с помощью радиоканала. Для повышения автономности полета оператор может задать так называемую точку «дом», куда аппарат может самостоятельно возвращаться после выполнения определенных задач. При подготовке аппарата к старту важно учесть, что во время полета возможно возникновение различного рода нештатных ситуаций. Для противодействия таким ситуациям оператор может задать различные алгоритмы поведения аппарата в том или ином случае, что, безусловно, повышает его надежность.

Безусловно, при проектировании беспилотного аппарата, предназначенного для совершения полетов на дальние дистанции и на длительное время, важно учитывать тот факт, что массогабаритные характеристики возрастут очень сильно, а так же то, что управляемость и маневренность таких аппаратов может в какой-либо степени уступать малоразмерным аппаратам.

Основные ТТХ «Орлан-10» :

· Взлетная масса — 14 кг

· Масса полезной нагрузки — до 5 кг

· Двигатель — ДВС (двигатель внутреннего сгорания. Применяемый вид топлива – бензин А-95)

· Способ старта — с разборной катапульты

· Способ посадки — на парашюте

· Воздушная скорость — 90-150 км/ч

· Продолжительность полета (макс.) — 16 ч

· Дальность применения комплекса (макс.) — до 120 км от наземной станции управления (до 600 км в автономном режиме)

· Высота полета над уровнем моря (макс.) — 5000 м

· Допустимая скорость ветра на старте (макс.) — 10 м/с

· Диапазон рабочих температур у поверхности земли от −30 до +40 °C

Проводя сравнение беспилотных аппаратов самолетного и вертолетного типа, необходимо выделить преимущество аппаратов второго типа, заключающееся в их способности «зависать» над определенной точкой, что позволяет получить более точные данные, если это необходимо. Но в то же время в силу аэродинамических особенностей управление аппаратом вертолетного типа гораздо сложнее, плюс такие аппараты требуют больших топливных затрат. Стоит также заметить, что скоростной диапазон выше у аппаратов самолетного типа. Следовательно, предпочтение определённому типу БПЛА стоит отдавать в зависимости от поставленной задачи.

Список использованной литературы

1. С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

2. Шебашевич В.С. Сетевые спутниковые радионавигационные системы – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Радио и связь, 1993. – 408 с.

3. Хлопов О.А. Внешнеполитические аспекты энергетической политики администрации Б. Обамы // Вестник Московского государственного областного университета. — 2015. — № 2. — 6 с.

4. PD-100 Black Hornet PRS (Черный поршень) – микро беспилотник норвежской компании Prox Dynamics: // [Электронный ресурс]// Bespilotnik.today URL : http://bespilotnik.today/pd-100-black-

hornet-prs-черный-шершень-нано-беспилотн.html (дата обращения 21.08.2017)

В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

Главная → Новости → 23 декабря 2019 г.

NEW! Оставить комментарий

Разведывательный беспилотник “Форпост-Р” начинает госиспытания

    23 декабря 2019 г., AEX.RU – Новый российский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) “Форпост-Р” завершил этап заводских испытаний и выходит на государственные испытания (ГСИ). Об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

    “ГСИ могут продлиться несколько месяцев. Их первый этап, возможно, будет проведен на территории экспериментального аэродрома “Салка” в Свердловской области, который несколько лет назад был оборудован для проведения испытаний систем БПЛА”, – сказал собеседник агентства.

    По его данным, первый полет разведывательного беспилотника “Форпост-Р” состоялся в мае 2019 года.

    “За это время на этапе заводских испытаний было проведено 12 испытательных полетов, которые подтвердили достижение заданных заказчиком характеристик как летательного аппарата, так и комплекса в целом”, – сказал собеседник агентства.

    В свою очередь эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов заявил, что “Форпост” “представляет собой наиболее функциональный и вследствие этого весьма востребованный российскими военными комплекс БПЛА”.

    “Выполнить в сжатые сроки масштабную работу по созданию отечественного БПЛА “Форпост-Р” стало возможным благодаря позитивным изменениям в российской индустрии беспилотных систем, где уже появились определенные наработки, в целом, а также благодаря заслугам Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), как разработчика и интегратора, в частности”, – отметил Федутинов.

    Ранее сообщалось, что тактический беспилотник “Форпост” представляет собой лицензионную копию израильского Searcher MkII, собираемого на УЗГА с 2010 года. К 2018 году у российской армии было около 30 комплексов “Форпост” собранных из импортных комплектующих. Планировалось, что с 2019 года Минобороны России начнет получать полностью локализованные машины, к тому же прошедшие модернизацию с учетом боевого опыта в Сирии – “Форпост-М”.

    Разведывательный беспилотный комплекс “Форпост” включает в себя три самолёта и наземную станцию управления. Масса одного самолёта составляет 500 кг, полезная нагрузка – 100 кг, запас топлива – 99 кг. Беспилотник может разгоняться до 200 км/ч, способен осуществлять разведку с высоты шести км в течение 18 часов на удалении до 400 км. На борту размещается оптико-электронная система разведки и наблюдения с лазерным дальномером на гиростабилизированной платформе. Радиус действия по каналу связи может достигать 100 км.

    Сборка БПЛА Searcher MkII под российским наименованием “Форпост” велась на мощностях компании УЗГА из Екатеринбурга с 2011 года в рамках контракта стоимостью около $400 млн, заключенного в 2010 году между Israel Aerospace Industries (IAI) и компанией “Оборонпром”.

    Сотрудничество с Израилем в области беспилотной техники в определенный момент наткнулось на политические препятствия, что сделало критически важным создание полностью отечественного аналога БПЛА.

    С 2016 года УЗГА работает над созданием нового российского БПЛА тактического класса “Форпост-Р”. В конце 2019 работы по ОКР должны быть завершены. С 2020 года, по имеющимся планам, ожидаются первые поставки БПЛА “Форпост-Р” в войска.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector