Созданы роботы для работы в местах атомных аварий
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

Созданы роботы для работы в местах атомных аварий

ЧАЭС: Робот и робототехника на ликвидации аварии

Чернобыль и Роботы

Пожалуй, единственным положительным последствием радиационной катастрофы на ЧАЭС 1986 года является то, что авария послужила мощным импульсом развития гражданской робототехники в СССР. На момент аварии оказалось, что в стране первой запустившей человека в космос, обладающей мощнейшей научной базой по разработке автоматических аппаратов для покорения Луны и Марса, отсутствовали роботы и роботизированные средства способные помочь человеку в чрезвычайных ситуациях на земле. Роботы – способные войти в горящее здание или обследовать участки с высоким радиационным фоном не разрабатывались и не производились. Чернобыльская авария открыла глаза и на эту проблему. Оказалось, что часть работы по очистке (дезактивации) зданий Чернобыльской АЭС просто невозможно выполнить без автоматических, дистанционно-управляемых систем – уровни радиационного загрязнения исключали присутствие человека. Также роботы требовались и после эпохального строительства укрытия над разрушенным реактором.

Робот магнитоход на ЧАЭС

Радиационно-опасный Саркофаг требовал изучения состояния внутренних конструкций. Выполнить эту работу было чрезвычайно сложно. Уровни радиационного фона во внутренних помещениях Саркофага составляли десятки и сотни Рентген, что требовало применения специальных роботов для разведки. Впоследствии эти системы так и стали называться – робот-разведчик.

Проектированием и испытанием роботов для Чернобыля занималось большое количество ученых, институтов и конструкторских бюро. Над созданием роботизированных комплексов объединялись коллективы многих институтов. В реальных условиях Саркофага испытывались как отечественные, так и зарубежные роботы (изготовленные в Германии, Японии, США). За послеаварийный период у многих был накоплен значительный опыт разработки роботов для применения при возникновении ЧП радиационного характера. Сегодня значительная часть разработок забыто, часть роботостроительных коллективов прекратили свое существование, а их богатый опыт утерян. Но часть институтов, особенно в России и сегодня занимаются созданием многоцелевых роботов для работы в чрезвычайной обстановке.

Как правило, такие роботы берутся на вооружение МЧС России (но об этом поговорим в отдельной статье). К сожалению, за прошедшее время после аварии не проводилась систематизация и обобщение всех типов роботов разработанных за 20-ти летний период существования Саркофага, отсутствует исторический анализ выполняемых ими работ в Саркофаге. А ведь сделано было немало и задумывалось еще больше — даже были проекты (планы) создания целых робототехнических комплексов, которые состояли из нескольких десятков разных типов роботов! Эти роботы должны были в автоматическом режиме выполнить разбор Саркофага, вынуть из реактора и других помещений высокоактивные материалы и упаковать их в специальные контейнеры. Но, к сожалению, в середине 90-х прошлого века, тема «забуксовала». Хотя опытные образцы роботов для чернобыльского Саркофага все еще разрабатываются в одном из институтов.

Но вернемся к началу. Для потребностей ликвидации аварии создавались разные роботы – в зависимости от вида поставленной задачи (радиационная разведка, теле- и фотосъемка, отбор образцов радиоактивных материалов и много другое) условий работы (открытое пространство, коридоры и коммуникации в объекте «Укрытие») и т.д. Перечень основных институтов занимавшихся разработкой роботов и робототехнических комплексов для Чернобыльской АЭС в 1986 году:

  • ВНИИ «Трансмаш»;
  • ВНИИАЭС;
  • НПО «Энергия»;
  • МГТУ имени Н.Э. Баумана;
  • Государственный институт физико-технических проблем;
  • ЦНИИ робототехники и технической кибернетики;
  • ИФТП;
  • “Пролетарский завод”;
  • НПО “Источник”;
  • НПО “Электронмаш”;
  • ГОИ;
  • НИИ телевидения;
  • Киевский институт автоматики

Роботы проектировались, как на этапе острой фазы аварии (первые месяцы после аварии), так и в «мирное» время. В связи с этим, в развитии чернобыльского роботостроение можно выделить несколько этапов – этап использования роботов в острый период ликвидации аварии, этап развития робототехники для разведки и изучения Саркофага и этап проектирования роботов для превращения Саркофага в экологически безопасную систему (по сути эти системы должны были разобрать и захоронить Саркофаг и радиоактивные материлы). Хотя этапы выделены условно, но они отображают общую тенденцию к изменению требований к роботам разрабатываемых и применявшихся для Чернобыля.
Специалисты отмечают, что накопленный опыт использования роботов на ликвидации аварии на ЧАЭС способствовал появлению нового направления в робототехнике, которое получило название «экстремальная робототехника». Сегодня «экстремальная робототехника» охватывает ряд важных областей человеческой деятельности – роботы применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Роботы изучают труднопроходимые и опасные участки, используются для проведения спасательных работ, выполняют сложные технологические операции, а также используются для работы под водой.

Автор чернобыльский роботов и фото — ИПБ АЭС НАНУ (г.Чернобыль)

Чернобыльская робототехника 1986 года

Основные задачи для роботов в 1986 году заключались в проведении радиационной разведки, разборе завалов разрушенного реактора и захоронении радиоактивных материалов. Такие работы выполнялись, как на кровле ЧАЭС, так и на прилегающих к разрушенному блоку территориях, где в основном роботы привлекались для дезактивации и захоронения радиоактивных материалов.
Чернобыльский робот должен был способен работать в условиях высоких уровней радиационных полей, должен был обладать способностью передвигаться по сложным поверхностям (с наличием завалов и препятствий), а также должен был поддаваться осмотру, ремонту и дезактивацией оборудования и систем робота. По данным Юревича Е.И, на ликвидации аварии было задействовано около 15 типов модульных роботов, которые имели разное назначение. Легкие роботы — роботы-разведчики использовались для изучения радиационной обстановки в помещениях Саркофага, тяжелые роботы — технологические роботы предназначавшиеся для уборки (дезактивации) территории. На видео представлена работа робота на кровле ЧАЭС в 1986 году.

Документальное видео — робот на кровле ЧАЭС в 1986 году

Далеко не все роботы, которые пытались привлечь к ликвидации аварии были способны выполнить поставленные задачи и провести необходимые работы. Большинство роботов оказалось непригодными для работы в условиях ЧАЭС. Например, радиоуправляемый бульдозер амфибия «KOMATSU», который был способен работать даже на морском дне – не выдержал радиационных нагрузок и быстро вышел из строя. По существующей информации марка бульдозера «Komatsu D-355W». Непригодным для работы в таких жестких радиационных условиях оказались и два немецких робота MF-2 MF-3.

Фото – Робот СТР-1 выполнявший работы на кровле ЧАЭС

Наиболее известные марки роботов применявшиеся на ЧАЭС в 1986 году:

  • Клин-1
  • Специализированный транспортный робот (СТР-1) — Клин-2
  • Мобот-Ч-ХВ и Мобот-Ч-ХВ-2
  • MF-2 и MF-3 — тяжелые радиоуправляемые роботы (производство Германии – роботы сразу вышли из строя под действием ионизирующего излучения)
  • БАЭР («Белоярец»)
  • МВТУ-2
  • ТР-Б1
  • РТК «Авангард»
  • РР-Г1 (робот разведчик)

По некоторым данным, на ликвидации аварии был применен совмещенный тип использования разных типов роботов. Легкий робот-разведчик обслуживал работу выполняемую тяжелыми (технологическими) роботами. Обеспечивал динамическую визуализацию рабочей площадки для оператора тяжелого робота, а также давал возможность контроля за выполнением работ. Но в большинстве легкие роботы использовались по своему прямому назначению – разведка и проведение видео, фото и гамма- съемки в помещениях 4-го блока Чернобыльской АЭС.

Проблемы робототехники и роботов

Накопленные знания по использованию роботов для ликвидации аварии на ЧАЭС позволили понять и выявить проблемы стоящие перед экстремальной робототехникой. В частности конструкторы роботов пришли к выводу, что для роботов, которые применяются в экстремальных ситуациях необходимо улучшать качество силовых систем. По сути, это главная проблема современной робототехники, требующей разработки новых физических подходов к решению задач управляемого движения (новые способы передвижения роботов) и новых подходов в обеспечении робота электроэнергией.
Важной проблемой использования роботов на ЧАЭС являлось дистанционное управление. Эта проблема требует развитие способов надежного дистанционного и телеуправления.
Также необходимо усовершенствование интеллектуальных возможностей систем автономного управления роботом, что напрямую связано с разработками по созданию искусственного интеллекта.

Публикации по теме:

  1. Чернобыль фото: роботы и робототехника ЛПА на экспозиции в зоне отчужденияФото роботов принимавших участике в ликвидации аварии на ЧАЭС в.
  2. ГАЗ-66 Характеристика автомобиля и описание применения ГАЗ-66-01 в ликвидации ядерной аварии на ЧАЭСКраткая история грузового автомобиля ГАЗ-66. pАвтомобиль относится к грузовым бортовым.
  3. Каталог техникиТехнические характеристики машин и уникальной техники задействованых в ликвидации аварии.
  4. Современный робот на ЧАЭС – Самоходный дистанционно-управляемый комплекс для обращения с РАОРаботы на промышленной площадке Чернобыльской АЭС зачастую сопряжены с.
  5. Робот СТР-1Специализированный транспортный робот это легендарный и уникальный аппарат, принимавший активное.
  6. Хронология событий по ликвидации аварии на ЧАЭС – 1990-1993 годыХронология основных событий ликвидации аварии Представлено детальное описание основных событий.
  7. Контроль облучения во время ликвидации аварии на ЧАЭСКонтроль участников ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году -.
  8. Хронология ликвидации аварии на ЧАЭС – 1986 годХронология периода ликвидации аварии на ЧАЭС. Дата официального сообщения по.

2 Comments

Я -Суслов И.П. — Илья. Родился
14.03.61г. Родители — строители, «оборонщики» и всё время по «закрытым»
городам — Ангарск , Навои и т.д. Вот в Навои я закончил школу , поступил в
институт и пошёл работать в трест ЮПМ (Югпроммонтаж) при Средьмаше — работал
монтажником-высотником (с кучей смежных специальностей). В октябре 1981 г.
меня призвали в ряды СА. Полтора года я проработал сварщиком на техпомощи по
обслуживанию дорожно-строительной техники , работавшей на монтаже трёх
ракетных комплексов по 11 ракетных точек каждый в районе Первомайска
Николаевской области. Это было моё первое знакомство с Украиной. Последние
пол года я дослуживал на Дальнем Востоке в районе Комсомольска-на-Амуре. Нас
20 человек специалистов отправили эшелоном со спецтехникой работать (ну и
служить) на монтаже ЦДКС -центр дальней космической связи, откуда я и
вернулся в Навои повышать свою «высотную» квалификацию -самое высокое
работал на 110-и метрах — выше меня не было ни чего. Работал с французами
,немцами и японцами — советские контракты. Потом стал мастером , прорабом.
Ну а 17 августа 86г. я уже стоял на углу ХЖТО (бункер) и смотрел на завал.
Первый раз такое видел — всегда строил ,а тут — ЗАВАЛ,РАЗВАЛ?! Очень
неприятное ощущение (честное слово). Но на третий день всё прошло — работа
лечит! Если-бы не «радики» — этот монтаж можно было сделать меньше чем за
месяц и достаточно было человек 20-25 (В «оборонке» была очень хорошая
система — высококвалифицированые кадры + СДЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА! Там лишних
не было ни когда — они там не задерживались.). Я работал прорабом во вторую
смену. Смена — человек 10-15 специалсты , остальные — «партизаны»(100-120
человек). Со всего Советского Союза. Ну и всегда присутствовало высшее
руководство со Средьмаша, Минатома, УС-605, проектировщики — у нас в
бункере на нашей отметке стояли телевизоры через которые они стабильно и
безопасно контролировали ход работ. А смена наша получалась самая дневная -с
12 до 18.00 и всё время шли самые окончательные и ответственные работы —
либо укрупнение «каскадных» стен, либо угловой башни, либо под’ёмы м.к.
Работа прораба заключалась в следующем : приём-передача смены, получение
задания, обход с дозиметристами мест производства работ для составления
радиологических карт допустимого времени работ и т.д. Ну а потом каждое
звено надо было вывести на рабочее место, проверить качество работ, решать
возникающие вопросы и пр. Ну и многое ещё…. Очень понравилась техника —
DEMAG-и, LIBHER-ы, KATушки, PUSHMAISTER-ы — просто супер! Есть немного
личных фоток. Ну и нельзя не отметить работу служб общепита — всегда
свежее, очень вкусное и очень много свежих салатов — натуральных, живых!
Общепит — МОЛОДЦЫ !
МОЖНО МНОГО ГОВОРИТЬ — НО ПЕЧАТАТЬ……! Я ЛУЧШЕ В ГОРОДКИ… С УВАЖЕНИЕМ! «КАСКАДЁР»

Читать еще:  Ремонт утюга своими руками

Спасибо за коментарий
Буду признателен если предоставите фото о вашей работе в зоне отчуждения того времени. При публикации фото — авторство обязательно указываем.

О ком забыли в сериале «Чернобыль»: советские роботы на аварии АЭС

Сериал «Чернобыль», созданный американским каналом HBO, невероятно популярен у зрителей из России, Украины и США. Но его создатели умолчали о десятках роботов, работавших на завалах.

Главный герой — академик Валерий Алексеевич Легасов, советский химик, вошедший в правительственную комиссию по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии. Расшифровки его аудиозаписей легли в основу сценария «Чернобыля». Некоторые очевидцы подтверждают достоверность обстановки в фильме, несмотря на художественный вымысел. Ученые думают, ликвидаторы делают, паранойя правительства мешает спасать континент. Другие критикуют режиссерскую трактовку. Один из существенных поводов — в сериале не показана роль советских роботов в ликвидации.

Чего не знал академик

В фильме вскользь упоминаются советский аппарат СТР (фото на заставке) и робот из ФРГ, которые сразу выходят из строя. И Легасов заявляет: машины не справятся, работать могут только «биороботы» — то есть люди.

Однако именно Чернобыль дал мощнейший толчок развитию отечественной экстремальной робототехники, рассказал внештатному автору Forbes основатель советской робототехники Евгений Иванович Юревич. На момент аварии 26 апреля 1986 года Юревич — директор и главный конструктор Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Он почти сразу вылетел на место аварии, чтобы изучить обстановку, и утверждает, что в фильме нарушена хронология: в картине сначала появляется отечественный луноход, затем упоминается немецкий робот.

По воспоминаниям ученого, в реальности сперва были закуплены два немецких робота-манипулятора MF-2 и MF-3. Оба не выдержали излучения. По сценарию, СССР скрыл от ФРГ реальный уровень излучения и запросил машины, выдерживающие 2000 рентген/час, тогда как по факту излучение было в десятки раз выше. Но Сергей Половко, на тот момент начальник отдела систем управления ЦНИИ РТК и один из ликвидаторов, называет это фантазией режиссера: MF-2 и MF-3 не были рассчитаны даже на 200 Р/ч, потому что создавались не для работы на АЭС.

Уже через несколько дней к работе был привлечен ЦНИИ РТК, главный в СССР центр робототехники. Он получил задание: до 15 июня 1986 года разработать и поставить на ЧАЭС подходящие машины. Из-за спешки распоряжение председателя правительственной комиссии Льва Воронина, датированное 29 мая 1986 года, было написано от руки.

Находившийся на месте аварии Юревич передавал с ЧАЭС информацию для разработки роботов, а ЦНИИ РТК работал «в режиме военного времени» — круглосуточно. На тот момент штат организации составлял более 1000 человек. «Мы работали вместе с военными, поднимались на крышу реактора, спускались в шахты. У каждого был личный дозиметр. Если он показывал максимальную допустимую дозу, нас отправляли домой», — рассказывает Евгений Юревич.

Первые советские роботы для Чернобыля

Институт смог создать и запустить первые модели по разведке и очистке территории ЧАЭС уже в июне 1986 года. Сначала ЦНИИ РТК создал для Чернобыля колесного робота-разведчика РР-1, который помог оценить уровень радиации и количество отходов там, куда людям был закрыт доступ. Его данные позволили скорректировать стратегию: предполагалось, что роботы-подборщики манипуляторами будут собирать отдельные радиоактивные объекты и грузить их в транспортного робота. Но выяснилось, что нужно очищать большие сильно загрязненные площади, в основном на крышах зданий. Разумнее было сбрасывать мусор в провал на месте взрыва. Для этого манипуляторы неэффективны, нужны были тяжелые роботы-бульдозеры.

Такие роботы имели примитивную, но максимально надежную конструкцию и мощную защиту от радиации. Частью из них дистанционно управляли по кабелю, остальные были радиоуправляемыми. В июне 1986 года первый робот-бульдозер ТР-А1 прибыл на место аварии. Выглядел он совсем не как высокотехнологичный андроид из фантастических фильмов, зато справлялся со своими задачами.

Постепенно к нему присоединились роботы-бульдозеры ТР-А2, ТР-Б1, ТР-Б2, ТР-Г1 и ТР-Г2. Параллельно разрабатывались новые роботы-разведчики: колесные РР-2, РР-3 и гусеничные РР-Г1 и РР-Г2.

Катастрофа такого масштаба произошла впервые, поэтому оптимальная конструкция была неизвестна, ученые экспериментировали, оптимизируя модели под конкретные задачи. Аккумуляторы быстро садились и радиосвязь плохо работала из-за ионизации, которую создает радиоактивное излучение. Роботы с управлением и подачей энергии по кабелю были лишены этих недостатков, но длинный кабель мог запутаться, а короткий вынуждал находиться оператора в зоне с высоким радиоактивным фоном. А в модели ТР-Г1 чувствительная к радиации полупроводниковая электроника большей частью была заменена электромеханическими аналогами или вынесена на пульт управления оператора.

«Среди конструкторских бюро возникла конкуренция: все вдруг осознали, что тот, кто успешно справится с задачей ликвидации, получит средства на развитие этого направления и мощную государственную поддержку. Поэтому и другие организации захотели участвовать», — вспоминает Юревич.

В результате помимо немецких машин и моделей ЦНИИ РТК в Чернобыль были отправлены роботы «Белоярец» ПО «Атомэнергоремонт», два «Мобот Ч-ХВ» из МВТУ, два аппарата СТР ВНИИтрансмаш и другие. По воспоминаниям Юревича, из них не вышли из строя роботы СТР, те самые луноходы из сериала HBO, хотя и у них иногда случались поломки, и «Моботы».

Вымысел и реальность

При сравнении сериала и реальных событий ученые подметили еще несколько деталей. В первую очередь коллеги по ЦНИИ РТК критически отнеслись к тому, что государство в картине — исключительно отрицательный «герой».

«Подобная кооперация, которая спасла ситуацию в 1986 году, возможна только в тоталитарном государстве. В случае с Чернобылем не было никаких тендеров, конкурсов. Мы просто писали телеграмму на нужное нам предприятие — например, в Армению, — и через два дня нам присылали оттуда необходимую деталь или модуль. Сегодня это невозможно», — считает Юревич.

«Режет ухо постоянное обращение ликвидаторов друг к другу «товарищ». Мы никогда так не общались», — критикует сериал Половко. Неправдоподобной, по его мнению, выглядит сцена в автобусе по пути на ЧАЭС: мрачно, люди молчат, депрессивная музыка. «Всю дорогу до станции обсуждались всякие мелочи, от рабочих моментов до вчерашнего обеда», — вспоминает ученый. Еще одна неточность — палаточный лагерь, в котором не было необходимости: «У нас был целый город, покинутый жителями».

В сериале толку от роботов нет, а Юревич отмечает, что роботы ЦНИИ РТК заменили несколько тысяч военных. Причем на участках, куда посылать людей было смертельно опасно. В течение двух месяцев ЦНИИ РТК разработал, изготовил и отправил на станцию 15 роботов различного назначения. Для создания чернобыльских роботов-ликвидаторов к проекту были подключены более 40 производственных предприятий.

Роботы в воспоминаниях Легасова

Мотивы авторов сериала «Чернобыль», почти исключивших роботов из фильма, неизвестны. Но можно предположить, что они ориентировались на воспоминания самого В. А. Легасова, в которых ЦНИИ РТК не фигурирует. Роботов Валерий Легасов упоминает мельком и именно в том же ключе, что и создатели сериала: существовавшие роботы с работой справиться не смогли. Но далее отмечает, что «в конечном счете, наиболее удачным способом оказались бульдозеры дистанционно управляемые, или просто бульдозеры-скреперы». По всей видимости, созданные в ЦНИИ РТК аппараты с удаленным управлением ученый-химик роботами просто не считал.

Более того, Легасов в воспоминаниях упоминает роботов-разведчиков, созданных в его собственном Институте атомной энергии им. Курчатова в середине 1987 года. Но это произошло уже после того, как роботы ЦНИИ РТК и ВНИИтрансмаш выполнили все основные задачи по очистке и разведке, которые на них были возложены.

Читать еще:  Холдингом mercedes-benz создан электромобиль сегмента «премиум»

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников ЦНИИ РТК, в частности Е. И. Юревича и С. А. Половко. При подготовке использовалась монография Е. И. Юревича «Роботы ЦНИИ РТК на Чернобыльской АЭС и развитие экстремальной робототехники».

zov_24

Блог простого мизантропа

Блог простого мизантропа – путешествия, туризм, сталкинг, дигг.

Машины и роботы в ЧЗО


В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической – технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о “технике судного дня”. Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, – не более чем машины радиационной разведки и разграждения. А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.

Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники – уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто – большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти. Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС “Дуга”. Пожарная машина – возле ВНЗ “Круг”. Под Копачами есть троллейбус. Это “эхо” непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню – заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.

Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек. Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я лично полностью отвергаю.Ю. Щербак в документальной повести “Чернобыль” писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом.

Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать. Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг – осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно “светился” сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.

Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да – забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем. В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно.

Чернобыльская маршрутка – БТР-70. Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.

Командно-штабная машина “Ладога” использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации. Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, “Ладога” только вела наблюдение. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.

Инженерная машина разграждения (ИМР) – одна из главных трудяг Зоны. ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла, уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки “Клин”, работавшие под самым 4-м блоком.

В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.


Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца. Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий. Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.

КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади – новая “арка”. На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это “грязная” техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё – только могильник.


Фото с сайта – chzo86.narod.ru

КамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию – ехали другие. Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями – как вот эта “Красноярск”. Впрочем-то, на лицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.

Трактор “Федя” (в девичестве – “Владимирец”). При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.

И ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции. И оказалось, что в мире практически нет (. ) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне. Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже.

Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике. Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами. На место работы машина доставлялась вертолётом или краном.


Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.

Останки радиоуправляемого бульдозера “Komatsu”. Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода “Юпитер” на окраине Припяти.

Самый спорный робот, информации по которому нет чуть более, чем вообще. Две самых популярных версии: что это Komatsu (тот самый бульдозер-амфибия, что мог работать под водой, но “сварился” на крыше ЧАЭС), или же, что это горнорудный робот советского производства. Руку на сердце – в первую версию я не верю, ведь колёсный движитель под водой, ИМХО, ущербен. Так что если это и Komatsu – то никак не связанный с водой. Больше всего машина подходит под описание нескольких безымянных роботов-перевозчиков.

Читать еще:  Какой газовый обогреватель купить

РТК “Авангард” – изначально машина использовалась в горнодобывающей промышленности. В ЧЗО была доработана для уборки радиоактивных завалов и разведки.

Манипуляторы MF-2 и MF-3 немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.

С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот Joker, оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков, так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения. И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.

Платформа, на которую возлагались большие надежды (есть предположение, что это РР-Г1 – если нет – поправьте). Доводка робота велась прямо на заводе “Юпитер” в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике. Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации.

ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС

Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа (“Чернобыль-Тур”) ездила, например, на синем “Неоплане”. Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет – после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром – было в пределах нормы.

Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот “Мерседесах”. Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.

Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались “Таврии” с людьми в камуфляже. Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В 1962 году Центр специальных вооружений (Special Weapons Center) американских ВВС впервые продемонстрировал чудовищного робота, весом в 77 метрических тонн, созданного для проведения работ в условиях высокого уровня радиации. Этот робот, получивший название «Beetle», был предназначен в первую очередь для выполнения монтажных и ремонтных работ на двигателях стратегических бомбардировщиков с ядерной энергетической установкой, самолетов, которым так и не суждено было появиться в реальности.

Особое внимание при конструировании этого робота было уделено его манипуляторам, которые получились настолько точными и ловкими, что при их помощи можно было взять куриное яйцо, не повредив его хрупкую скорлупу.

Фото 2.

Несмотря на достаточно большие габариты кабины, человек-пилот находился внутри этого робота в достаточно тесных условиях, ведь он был окружен защитным свинцовым слоем, толщиной в 30 сантиметров. Для поддержания комфортной температуры внутри кабины у робота был резервуар, в котором находилось три тонны охлажденного воздуха. Кислород, необходимый для дыхания человека, хранился в баллонах высокого давления, а его запасов было достаточно на 8 часов непрерывной работы.

Робот Beetle является невероятно сложным устройством, суммарная длина всех проводов, соединяющих его отдельные узлы и агрегаты в общую электрическую схему, составляет 640 километров. Стоимость этого робота в то время составляла 1 500 000 долларов и из-за его сложности этот механизм очень редко находился в состоянии полной работоспособности. Большую часть времени своего существования он провел в состоянии «перманентного ремонта».

Фото 3.

Несмотря на то, что программа создания авиации с ядерными двигателями была свернута в 1961 году, специалисты американских ВВС продолжали работу и планировали в будущем создание подобных роботов следующего поколения, меньших размеров, меньшего веса, более легких в управлении и роботов, способных действовать при помощи систем дистанционного управления.

В конце концов, робот Beetle был передан в НАСА для его использования в программе по созданию ракет с ядерными двигателями. Но и там его возможности не были использованы из-за ненадежности его конструкции и реализации некоторых инженерных решений.

Фото 4.

Всего было разработано три машины. Эта — Beetle, машина с манипуляторами, построена General Electrics. Еще была Masher на экранированном шасси БРЭМ Т-51 Tank Recovery Vehicle, и Bat — экранированный тягач Coleman Tow Vehicle

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Если же мы уже начали разговор про промышленную радиацию, то вот вам еще интересная инфа. Вот например Атомные реакторы на торговых судах и Атомный самолет еще вспомним А что было у США ? Узнайте про Потерянные атомные бомбы и про то, как использовали Отвертку как предохранитель от ядерного взрыва

Brokk для аварийно-спасательных работ и атомной промышленности

В тяжелых условиях радиационных и электромагнитных излучений, где невозможно работать человеку, применение дистанционно-управляемых машин Brokk оправдано как нигде более. Большое разнообразие объектов и задач обуславливает необходимость во внесении изменений в конструкцию машин, а также в широком выборе дополнительного и нестандартного оборудования. Специальное оснащение техники Brokk для аварийно-спасательных работ и атомной промышленности позволяет выполнять множество задач в самых тяжелых и неблагоприятных условиях.

В этой области мы предлагаем:

  • Разработку технических решений
  • Моделирование
  • Поддержку и обучение операторов
  • Установку и тестирование

Машины Brokk в специальной комплектации могут выполнять следующие задачи:

1. Работы в условиях радиационного, химического и биологического заражения – без присутствия человека в опасной зоне

  • Извлечение, погрузка-разгрузка, сортировка радиоактивных и опасных материалов;
  • демонтаж и реконструкция объектов химической и атомной промышленностей, разбор железобетонных и металлических конструкций атомных реакторов, хранилищ и прочих объектов с высокой степенью радиационного излучения или при наличии иной вредной среды;
  • очистка снятием слоя загрязненных поверхностей, с сохранением основной конструкции;
  • разведка радиационной, химической и биологической опасности;
  • другие работы, связанные с подобного рода опасностью.

2. Аварийно-спасательные работы. Ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.

  • механизированная помощь при разборке завалов;
  • обрушение опасных, аварийных конструкций;
  • проведение разведывательных и поисковых мероприятий в условиях опасных и вредных факторов (температура, пыль, газы, радиация, опасность обрушения, взрыва) и ограниченных пространств.

Обладая компактными размерами и малым весом, Brokk может применяться внутри зданий, в подвалах и узких коридорах, на непрочных перекрытиях. Простота конструкции и высокая надежность позволяют выдерживать тяжелые нагрузки длительное время. Для осуществления работ в тяжелых условиях используется следующее оборудование:

1. Оборудование для повышения автономности.

  • Видео система – состот из трех видеокамер и монитора, позволяющая управлять машиной дистанционно, в том числе из изолированных, специально оборудованных помещений.
  • Система Kraft – имитация человеческой кисти. Есть возможность программирования автоматической работы манипулятора.
  • Система Автономного Функционирования – резервная система управления. Позволяет применять функции машины в случае отключения от питания или неисправностей в системе основного управления. В экстренных, аварийных ситуациях позволяет машине выйти из зоны работ.
  • Система Сброса Давления – позволяет в случае отключения электропитания перевести машину из рабочего положения в транспортное, чтобы извлечь машины из зоны работ (буксировкой или краном).
  • Управление кабелем. Различные варианты систем для обеспечения безопасности кабелей питания, управления, видеосигнала во время перемещения машины в зоне работ. Катушка с подмоткой позволяет кабелю все время находиться в натянутом состоянии, подматывается при движении машины назад.
  • Система Автоматической Смены Навесного Оборудования.
  • Смена навесного оборудования, подключение гидравлики осуществляется без присутствия человека.

2. Защита от излучения, механических воздействий и проникновения радиационной пыли.

  • Использование малочувствительной электроники.
  • Освинцованный электрошкаф.
  • Защита цилиндров.
  • Защита открытых частей корпуса от проникновения пыли.
  • Пылевой фильтр на радиатор машины.

3. Облегчение эксплуатации.

  • Легкий доступ смена фильтров (стандарт).
  • Легко извлекаемый электрошкаф (стандарт).
  • Простая система натяжения гусениц (стандарт).

4. Специальное навесное оборудование.

  • Поворотное устройство. Обеспечивает отклонение навесного оборудования (молота, ножниц, захватов) на угол +/- 700 от продольной оси стрелы.
  • Специальные захваты. Захваты различного рода: двух- и трехпалые, пинцетные для мелких предметов, грейферные для погрузки материалов. Схождение челюстей захватов управляется прецизионно. Все захваты снабжены ротацией.
  • Фрезы, с кожухами и системами пылеудаления.
  • Специальное навесное оборудование. Телескопические удлинители, крюки, пилы, любое другое тяжелое оборудование.

Опыт работы машин Brokk в атомной промышленности превышает 15 лет. На сегодняшний день более 100 машин работают в атомной промышленности.

В нашей стране работают порядка десяти дистанционно-управляемых машин Brokk специальной комплектации, в т.ч. в составе РНЦ «Курчатовский институт» и отрядах МЧС. Разнообразие и особенности оборудования для радиационных и аварийно-спасательных работ требуют индивидуального подхода к каждому заказчику. Поставка каждой машины представляет собой целый проект, тщательная проработка которого занимает длительное время. В условиях развития высокотехнологичных отраслей промышленности машины Brokk являются незаменимым инструментом для проведения работ, где требуется высокий уровень точности, но невозможно использовать ручной труд.

Опыт применения имитационной модели демонтажа графитовой кладки роботом Brokk (реактор АМБ-100 Белоярской АЭС)

В рамках работ по выводу из эксплуатации первой очереди Белоярской АЭС компанией «НЕОЛАНТ» была создана имитационная модель разборки (демонтажа) реакторной установки АМБ 100 и разработан программный комплекс с целью моделирования технологических операций по разборке графитовой кладки реактора и обучения операторов робота (BROKK) специальным технологическим операциям. Для отработки технологии демонтажа было произведено графическое и физическое моделирование шахты реактора АМБ100 с учетом всех объектов, находящихся в шахте: графитовые блоки кладки, чугунные блоки отражателя, стояки СУЗ и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector