Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Как развить интеллект у детей и взрослых

Существует несколько мифов о развитии интеллекта. Некоторые считают, что это врожденное качество, не поддающееся тренировке и развитию. Так ли это на самом деле? Есть ли какие-то методы или упражнения для повышения интеллектуального уровня?

Можно ли развить свой интеллект

Ответ на этот вопрос вызывает массу споров и рассуждений. Кто-то считает, что интеллект является врожденным качеством человека, не поддается тренировке и развитию. Отчасти информация правдива. Но она касается только тех, кто по некоторым причинам имеет определенный барьер. Это люди, страдающие умственной отсталостью, малоумием и другими подобными расстройствами.

По мнению нейробиологов, развитие ума и интеллекта все же возможно. Исследования показали, что головной мозг – это пластичная субстанция, которая при определенных действиях меняет физические размеры. Поэтому даже умным людям есть к чему стремиться.

В истории человечества были личности, которым повезло больше, чем другим. Они оказались гениальными учеными. Их мозг и, следовательно, интеллект работал в полную силу, не требовал каких-то упражнений для развития. Наглядный пример – великие физики, среди которых Эйнштейн, Кюри. Однако эти случаи единичны. Поэтому каждому человеку нужно задуматься, как улучшить интеллектуальные способности.

Мифы об интеллекте

О развитии эмоционального интеллекта у детей и взрослых, а также умственных способностей говорят много. Проводятся сотни исследований, опытов, с помощью которых ученые открывают новые грани ума. Другая их цель – развеять ряд заблуждений:

  1. Хороший врожденный интеллект не нужно развивать — это главный миф. Как сказано выше, время от времени на планете рождаются люди-гении, умственные способности которых превосходят ожидания. Но это редкость, поскольку природных даров мало. Здесь нужно учитывать влияние внешних факторов: воспитание, окружающая среда, условия жизни. Все они в совокупности помогли известным людям стать теми, кем мы их знаем.
  2. Второе заблуждение затрагивает возраст. По мнению многих, развить интеллект у взрослого человека гораздо сложнее, чем у ребенка. Особенно это касается тех, кто не развивал способности в детстве. Думать так — более чем неправильно. Развитие интеллекта у взрослых возможно. Стать гением вряд ли получится. Однако повысить свои знания в какой-то одной или несколько областях точно удастся. Это не зависит от того, как проходило развитие ребенка в детстве.
  3. Еще один миф говорит о том, что достаточно быть специалистом или даже гением лишь в одной области, не нужно получать знания во всех остальных. Не стоит так думать. Развитие интеллекта и памяти предполагает гармонию, общее расширение кругозора. В качестве наглядного примера можно привести математика, с легкостью решающего различные задачи и уравнения. Но он не может оценить действия нового знакомого. Или можно взять филолога, разбирающегося во всех тонкостях родного языка и литературы, но неспособного правильно подсчитать сдачу в магазине. Доказать ошибочность такого суждения можно на примере набора мышечной массы. Если спортсмен уделяет внимание развитию только одной группы мышц, он будет выглядеть нелепо. Красивый же рельеф – результат регулярной прокачки, развития всей мышечной системы в целом.
Читать еще:  Установка встраиваемого духового шкафа своими руками

Интеллект как губка. Он впитывает всю поступающую в мозг информацию, постоянно требует новую «дозу». Поэтому не нужно думать, что взрослым развивать умственные способности не нужно. Лучше уделить время самообразованию.

Секреты развития интеллекта

Перед тем, как начать развивать свой интеллект, нужно усвоить одно правило: занятия должны быть комплексными, регулярными. В пример можно привести спорт. Для улучшения состояния здоровья нужно отказаться от вредных привычек, добавить физическую активность, например, купив абонемент в спортзал или бассейн. Так же происходит с развитием эмоционального интеллекта и умственных способностей. Не нужно думать, что для развития хватит редкого чтения или решения задач. Нужны комплексные действия, подразумевающее наличие теории и практики.

Многие понимают важность развития умственных способностей. Однако ничего не делают в этом направлении. Виной всему лень, нежелание менять привычки и покидать зону комфорта. К тому же, большинство людей хочет найти легкие пути решения проблем, а не напрягаться, работая над собой. Именно эта особенность человеческой натуры побуждает покупать разрекламированные средства или тренажеры для похудения.

Для достижения цели нужны усилия, дисциплина, сила воли. Только с помощью этих качеств можно заставить себя регулярно выделять время на развитие ума.

Виды интеллекта и их свойства

Система классификации умственных способностей обширна. Каждая разновидность оказывает влияние на интересы человека, размышления, манеру поведения.

Выделяют семь основных видов интеллекта:

  1. Аналитический. Представляет собой умение оценивать, сопоставлять, сравнивать данные, а также разделять на отдельные части.
  2. Логический интеллект – это возможность размышлять, делать выводы, не нарушая формальную логику.
  3. Люди с критическим мышлением подвергают критике и оценке любую полученную информацию. Благодаря этому они легко убирают лишнее и недостойное внимания. Результат – чистый взгляд на вещи.
  4. Дедуктивный интеллект побуждает выделять нужную информацию из потока. Это способность сопоставлять то, что написано в разных источниках, объединять данные в единое целое.
  5. Прогностический интеллект помогает планировать будущее, предупреждать, прогнозировать варианты развития событий.
  6. С абстрактным мышлением получается вникать в самую суть математических или философских задач. Люди с таким интеллектом — гении. За считанные секунды они решают в уме сложнейшие уравнения.
  7. Благодаря образному интеллекту человек формулирует метафоры, расшифровывает, упрощает сложные идеи, а также сопоставляет на первый взгляд несопоставимые данные.

Существует еще один вид умственных способностей – умение концентрироваться. Он развит у тех, кто владеет силой воли, умеет контролировать свои чувства и эмоции.

Приемы и упражнения для развития интеллекта и памяти

Развитие интеллекта у детей и взрослых проводится несколькими способами, каждый из которых имеет особенности, плюсы, минусы.

Логические и интеллектуальные игры

К ним относятся шахматы, шашки, нарды, покер, различные головоломки, развивающие компьютерные программы. Их задача – улучшить умственные способности, память, концентрацию внимания. Подобные занятия учат здоровому соперничеству, позволяют получать удовольствие от дальнейшего развития.

Настольные логические игры продаются в специализированных магазинах. Также их можно скачать в интернете.

Занятия математикой, точными науками

По мнению Ломоносова, с помощью математики можно привести в порядок ум. Он прав, поскольку работа с уравнениями и задачами – отличная возможность развить интеллект. Здесь задействуется сразу несколько его типов: абстрактное мышление, способность критиковать и анализировать, а также сравнивать, приводить к единому целому. Такие занятия хорошо тренируют память и концентрацию внимания. По сути, это упражнения для всех видов интеллекта.

Примечательно, что математика нужна как взрослым, так и детям.

Чтение художественной литературы

Книги с увлекательным сюжетом – это расширение кругозора за счет получения новой информации, формирование вкуса, развитие умственных качеств. Они улучшают воображение, повышают способность учиться.

Однако не стоит считать, что книги – это панацея. Одного чтения недостаточно для того, для развития интеллекта. Сочетайте его с другими полезными занятиями, например, решением математических задач, изучением языков, логическими играми.

Обучение

Наш мозг обладает способен принимать и анализировать информацию. Также он показывает, как применять ее в жизни. Не зря говорят, что учение – это свет. Благодаря ему человек получает знания и опыт, учится находить выход в сложных ситуациях, приспосабливаться к новым условиям.

Даже если полученная информация не пригодится в жизни, обучение считается успешным. Оно способствует расширению кругозора, развитию памяти, улучшению способности концентрировать внимание. Плюс ко всему, чем больше человек учится, тем легче ему постигать новое.

Изучение других языков

Согласно мнению ученых, изучение иностранных языков позволяет сохранять высокий уровень интеллекта даже в пожилом возрасте. Для этого не нужно поступать в специализированные школы или записываться на курсы. Достаточно следовать нескольким простым советам:

  1. Слушать песни на иностранном языке. Делать это нужно все время, например, при длительных поездках или при уборке квартиры. Главный секрет успеха – регулярность.
  2. Смотреть иностранные клипы. Зачастую одновременно с ними идут субтитры, в которых произносимые слова подсвечиваются другим цветом.
  3. Смотреть фильмы с простым, понятным сюжетом. Диалоги и актерская игра помогут понять, какие эмоции герои испытывают в данный момент.

Общение с людьми

Взаимодействие с окружающими людьми имеет массу преимуществ:

  • расширяет кругозор;
  • дает новую информацию;
  • помогает устранить комплексы;
  • придает уверенности в себе;
  • способствует развитию умственных способностей;
  • повышает самооценку.

Ввиду этого нужно как можно больше времени уделять общению . Желательно, чтобы оно было живым. Но если такой возможности нет, можно общаться в социальных сетях.

Делать привычные вещи непривычными

Каждый человек имеет множество полезных привычек. День ото дня люди чистят зубы, умываются, ходят на работу, смотрят телевизор, выполняют другие обыденные дела. При этом у головного мозга совсем нет развития, поскольку действия отточены до автоматизма.

Можно ли развить свой ум в перечисленных случаях? Ответ утвердительный. Нужно только изменить привычки. К примеру, можно пойти другой дорогой на работу или приготовить на завтрак новое блюдо. Как вариант – надевать одежду в непривычном порядке. Звучит смешно и нелепо. Но эти действия заставляют мозг работать. Благодаря этому развивается интеллект, улучшаются умственные способности, осознанность, креативность.

Позитивное мышление

Жизнь не всегда идет по намеченному плану. Часто происходят ситуации, выбивающие из колеи, вгоняющие в депрессию. Можно, конечно, впадать в панику и бить тревогу. Но это ничего не изменит. Лучше собраться с силами, подняться, пойти дальше.

Позитивное мышление побуждает принимать неудачи за шанс стать лучше, умнее, решительнее. Благодаря ему человек сохраняет спокойствие, концентрируется на проблеме, в кратчайшие сроки находит способ решения. А это прямой путь к развитию способности мыслить.

Видение перспектив

Любые усилия, в конце концов, к чему-то приводят. Нужно четко обозначить результат действий, поставить цель — тогда двигаться вперед будет легче. Это правило касается всех сфер жизни.

Человеку нужно знать, к чему приведет стремление к совершенствованию и самообразованию. Возможно, это будет личностный или карьерный рост. Или это — возможность получить желаемую должность. В любом случае видение перспектив от развития умственных способностей – залог успеха.

Физические нагрузки

Это непрямой способ развития интеллектуальных способностей. Однако он не менее эффективен, чем остальные. И тому есть две причины:

  1. Занятия спортом улучшают циркуляцию крови, насыщают организм кислородом, провоцируют выработку белков. Благодаря этому головной мозг начинает работать активнее.
  2. Физическая работа помогает отдохнуть умственно, освобождает интеллект от лишней информации, позволяет «перезагрузиться».

Одновременное физическое и интеллектуальное развитие – это то, к чему нужно стремиться каждому человеку. Оба эти занятия позволяют найти себя, обрести гармонию с душой и телом. Но есть одно но: заниматься нужно регулярно.

Заключение

Улучшать умственные способности можно и нужно. В этом помогут специальные игры, книги, общение с другими людьми, физическое развитие, позитивное мышление. Регулярные занятия улучшат память и концентрацию внимания, научат фильтровать информацию, правильно оценивать происходящее вокруг.

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Читать еще:  Неисправности холодильника аристон хотпоинт

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Читать еще:  Обзор робота пылесоса lg hom-bot square vr6270lvm

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Многие столетия человеку для выживания достаточно было физического труда. Феномен XXI века – обесценивание физического труда и все возрастающее значение интеллектуального развития.

Важность интеллекта в жизни человека

В психологии интеллект – это умение человеческой психики приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, способность воспринимать, понимать и использовать абстрактные понятия на практике. Уровень интеллектуальных умений и навыков напрямую влияет на качество жизни человека: чем выше степень умственных способностей, тем более выгодную профессию может получить человек, соответственно, приобрести больше жизненных благ. В настоящее время человеку нужно постоянно развиваться, усваивать новые знания, регулярно оперировать большим количеством информации.

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Как улучшать интеллектуальные способности

Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:

  • чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
  • логические и математические игры;
  • творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
  • подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
  • компьютерные игры, подобранные по возрасту.

Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными.

На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов. Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.

Шахматы развивают интеллект

Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:

  1. Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
  2. Карточная игра в покер.
  3. Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
  4. Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
  5. Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
  6. Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
  7. Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
  8. Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
  9. Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
  10. Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.

Отличия умственных способностей в разном возрасте

В каждом возрасте уровень интеллекта разный, что обусловлено психологическими особенностями и разными периодами развития:

  1. В дошкольном возрасте происходит становление всех психических процессов, закладывается база для дальнейшего развития.
  2. В старших классах в школе усваивается программа общего среднего образования по нормативам ФГОС.
  3. Средние специальные и высшие учебные заведения прокачивают интеллектуальные способности до наивысшего уровня. В возрасте 20-40 лет различные виды мышления хорошо взаимодействуют друг с другом.
  4. После 48-50 лет развитие интеллекта ощутимо снижается и требует постоянных тренировок во избежание возникновения возрастных деменций.

Важно! Ученые выявили в онтогенезе 2 важных рубежа снижения работоспособности психики: в 22-25 лет и в 48-50. Кроме того, изменения работы половой сферы в 11-14 и в 55-60 лет также влияют на продуктивность мыслительных процессов.

С возрастом интеллектуальные процессы замедляются

Почему ухудшаются ум и эрудиция

Причины ухудшения мыслительных процессов:

  1. нарушения на уровне генетики;
  2. внутриутробные аномалии или некоторые заболевания матери во время беременности;
  3. недоношенность или родовые травмы;
  4. травмы головы в детском возрасте;
  5. некоторые инфекционные заболевания;
  6. приобретенные расстройства интеллекта;
  7. нарушения в работе головного мозга;
  8. переутомление и стресс;
  9. возрастные деменции.

Таким образом, умственные способности можно уберечь от неизбежных возрастных изменений, если знать, как правильно улучшить свои мышление и интеллект.

Видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector