Созданы инновационные ar-очки для покупки товаров
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

Созданы инновационные ar-очки для покупки товаров

Созданы инновационные ar-очки для покупки товаров

Обзор смарт–очков с дополненной реальностью и рекомендации при их выборе

Какой-либо разницы между AR-очками и гарнитурой так таковой не существует. Это синонимы. Ровно также, как и отсутствуют разницы между VR-очками и шлемами. Следовательно, в данном тексте будет использоваться оба равнозначных варианта: AR-очки и AR-гарнитуры . Смысл технологии дополненной реальности заключается в том, что она накладывает поверх реального мира цифровой контент, который дает свое восприятие пользователем через носимые AR-очки со встроенными дисплеями. Таким образом, дополненная реальность расширяет способности пользователя согласно с окружающим миром, однако никак не замещает его, как это делает виртуальная реальность (VR). С помощью данной особенности AR-технологии являются самыми перспективными в плане потенциала для массового использования в будущем. На сегодняшний день AR-сегмент приобретает инвестиции от множества технологических гигантов, которые делают свои вложения как в оборудование, так и в разработку разного прикладного ПО и SDK-комплектов для сторонних разработчиков. Помимо этого, инновационные AR-приложения смогут легко интегрироваться на смартфоны, которые уже имеются сегодня практически у каждого.

Как проходил отбор AR-очков

В процессе подготовки предоставленного материала был максимально тщательно исследован существующий рынок AR-гарнитур. За основу принимались доступные в открытых источниках обзоры и рейтинги из четырех зарубежных источников:

Уже, после чего сведения обрабатывались и дополнялись сведениями из экспертных и краудсорсинговых обзоров.

Примечание 1: Рынок носимых гаджетов предлагает множество смарт-устройств или 2D-видео очков, которые используют встроенные микродисплеи для таких функций, как показ видео на ходу и т.п., но этот рейтинг сфокусирован на смарт-очках с полноценной поддержкой AR.

Примечание 2: Гарнитуры в списке отсортированы в алфавитном порядке. Не по суммарном рейтингу, цене, характеристикам и др.

Примечание 3: Некоторые VR-гарнитуры (например, VIVE Pro или Sensics zSight) также имеют встроенные возможности AR, но в этот рейтинг они не включались.

AR-гаджеты доступны в трех основных категориях:

  • Носимые AR-очки (смарт-гарнитуры)
  • Смартфоны с поддержкой дополненной реальности (мобильный AR)
  • Стационарные AR-шлемы

На рынке и в нашем рейтинге преобладают носимые смарт-очки. Они считаются наиболее доступными AR-устройствами, но пока что значительная часть из них все равно нацелена на коммерческих и корпоративных пользователей, хотя в рейтинге представлены представители разнообразных ценовых категорий.

1. Epson MOVERIO BT-300

Страна производитель: Япония

Очки Epson MOVERIO BT-300, также известные всем, как MOVERIO BT-300 FPV ‒ это качественная интеллектуальная гарнитура с уникальными характеристиками и приятной ценой. Очки, оснащенные дисплеями с HD-матрицей, и встроенной 5-мегапиксельной камерой уже стали удостоены многочисленными положительными отзывами от пользователей по всему миру. Помимо этого, у данной гарнитуры имеется собственный магазин ПО Epson Moverio Apps Market, который дает возможность доступа к дополнительным материалам и полезным приложениям.

  • OLED дисплей с HD-разрешением (720p)
  • Функция Drone Edition для управления дроном DJI
  • Длительное время автономной работы
  • Выделенный контроллер
  • Память ограничена 32 Гб
  • Угол обзора всего 23 градуса

2. Everysight Raptor

Страна производитель: Израиль

SDK: Закрыт, будет открыть позже

Большим спросом у покупателей пользуются AR-очки для велосипедистов, а Everysight Raptor – это одно из наилучших устройств в данном сегменте. Они имеют достаточно развитый базовый функционал, а также их преимущество заключается в длительном времени автономной работы. Очки наделены высококачественной фронтальной камерой и множеством вариантов подключения, таких как Bluetooth, Wi-Fi, ANT+, GPS и ГЛОНАСС. В дополнении к гаджету прилагается удобный контроллер Everysight.

  • Автономность до 8 часов
  • Фронтальная камера на 13,2 Мп для съемки HD видео и фото
  • Удобная сенсорная панель и дополнительный контроллер в комплекте поставки
  • Возможность переключаться между различными оттенками козырька в зависимости от погоды
  • В сочетании с дополнительными аксессуарами цена становится весьма высокой

3. Google Glass Enterprise Edition

Страна производитель: США

Очки Google Glass Enterprise Edition, также популярны как Google «EE», представляют собой обновленный вариант смарт-гарнитуры для Google Glass и Google Glass Explorer. Разработчики прислушались к мнению покупателей предыдущей версии и решили внести ряд обновлений. К ним относятся: добавленная поддержка GPS, более быстрый и надежный модуль Wi-Fi, наиболее мощный процессор и модернизированная камера. Однако стоит отметить, что данное AR-устройство специализируется в первую очередь для пользователей из среды бизнеса и производства.

  • Срок службы батареи до 8 часов
  • Существенное обновление функционала по сравнению с более ранними версиями
  • Высокая цена, ограничивающая круг потенциальных пользователей

4. Kopin SOLOS

Страна производитель: США

Kopin SOLOS – еще одно AR-устрйоство, созданное специально для любителей спорта: велосипедистов, бегунов и триатлонистов. Помимо того, что гарнитура имеет доступную цены, она еще может похвастаться возможностью измерять производительность пользователя, например, затраченное на тренировку время, скорость движения, мощность и частоту сердечных сокращений. Таким образом, Kopin SOLOS предоставляет широкий спектр специализированных функций в дополнение к традиционному использованию аудио, видео и AR-приложений.

  • Доступная цена
  • Наличие трекеров производительности пользователя
  • Доступ к большому количеству AR-приложений
  • Ограниченная 5-часовая автономность

5. Meta 2

Страна производитель: США

Meta 2 – это стационарный AR-шлем с необыкновенным для данного типа устройств углом обзора в 90 градусов. Кроме того, Meta 2 один из немногих гаджетов, которые дают возможность пользователям прикасаться и взаимодействовать с голографическим контентом. Но, для работы гарнитуры необходим кабель для питания, а также передачи видео и прочих данных с ПК или ноутбука.

  • Большой угол обзора
  • Возможность интерактивного взаимодействия с голографическим контентом
  • Требует подключения к ПК через кабель
  • Дорогое устройство, особенно в сочетании с ПК, что ограничивает спектр использования промышленностью и бизнесом

6. ODG R-7

Страна производитель: США

AR-гарнитура ODG R-7 специализированна для профессиональных и промышленных пользователей. Это смарт-очки, с двумя прозрачными стереоскопическими дисплеями с разрешением 720p каждый. Кроме того, гаджет дополнен комплектом различных вспомогательных датчиков. Стоит отметить, что компания ODG занимается изготовлением и других версий данной гарнитуры: R-7HL предназначена для экстремальных условий, а модификации R-8 и R-9 облают большим углом обзора, но при этом сниженную цену и ориентированы на рядовых пользователей.

  • Перезаряжаемые батарейки в комплекте поставки
  • Разнообразие датчиков и вариантов подключения
  • Малый угол обзора (всего 30 градусов)
  • Высокая цена

7. Toshiba dynaEdge AR100

Гаджет Toshiba dynaEdge AR100 также нацелен на профессиональных пользователей. Данное устройство функционирует в комплекте с мини-ПК Toshiba dynaEdge DE-100 на базе Windows 10 и питается от внешней батареи. Из числа, многочисленных функций нужно особенно выделить микрофоны с шумоподавлением и программируемые кнопки, которые дают возможность персонализировать навигацию по программному обеспечению.

  • Может сочетаться с большинством традиционных очков
  • Микрофоны с шумоподавлением
  • Высокая цена
  • Требуется привязка к мини-ПК

8. Vuzix Blade Smart Glasses

Страна производитель: США

Смарт-очки Vuzix Blade – это AR-гарнитура, которая функционирует со смартфонами под управлением ОС Android или iOS. Эти носимые очки дополненной реальности оснащены 8-мегапиксельной HD-камерой, тактильной обратной связью, микрофонами с шумоподавлением и интегрированными аккумуляторными батареями. Помимо этого, Vuzix производит AR-очки M100, M300 и iWear.

  • 8-мегапиксельная HD-камера
  • Встроенный аккумулятор
  • Микрофоны с шумоподавлением
  • Высокая цена для некоммерческих пользователей

9. ThirdEye Gen X1

Страна производитель: США

ThirdEye Gen X1 – очки дополненной реальности, которые имеют совместимость со сторонними приложениями AR и VR. Специализированные для профессионального и образовательного использования, данные AR-очки могут передавать сведения о направлении зрения пользователя через видеосвязь и звука в режиме реального времени, для того, чтобы гарантировать возможность оказания удаленной помощи. Они обладают замечательным временем автономной работы (до 8 часов), но при этом можно переключиться на внешние батареи.

  • Совместное использование экрана с подключенными пользователями в режиме реального времени
  • Отличная автономность и дополнительный внешний аккумулятор
  • Угол обзора всего 40 градусов
  • Высокая цена, ориентированная на коммерческое использование

10. Vuzix M300XL

Страна производитель: США

Vuzix M300 – AR-очки, предназначенные для применения на производственных предприятиях. Они снабжаются огромным объемом памяти (64 ГБ), обладают широким спектром возможностей подключения, голосовым управлением и трехосеевым отслеживанием движений головы, а собственная платформа VUZIX Basics Apps предоставляет разнообразный контент для любых производственных и образовательных целей. Помимо этого, умные очки Vuzix M300 совместимы с устройствами на Android и iOS. Хотим отметить, что компания Vuzix также предлагает смарт-гарнитуры M100, Blade Smart Glasses и iWear.

  • Объем встроенной памяти 64 ГБ
  • Разнообразие контента, доступного на платформе VUZIX Basics Apps
  • Широкий спектр дополнительных аксессуаров
  • Малое время автономной работы (до 2 часов, но можно использовать внешние батареи)

На что обращать внимание при выборе AR-гарнитуры?

При планировании покупки AR-очков непременно стоит проверить, какие AR-приложения и платформы поддерживает выбранная модель. Инновационные SDK-комплекты, такие, как ARCore для Android или ARKit для iOS, дают возможность разработчикам регулярно формировать новые способы применения дополненной реальности и взаимодействия с ней, что в свою очередь предоставляют вероятность пользователям обновлять функционал своих устройств для еще большего погружения в дополненную реальность. Из числа самых популярных поддерживаемых SDK стоит выделить:

  • Facebook AR Studio: поддерживает 3D-рендеринг, отслеживание лиц в режиме реального времени, распознавание объектов, различные визуальные эффекты, функции для AR-шопинга и навигации в пространстве.
  • Apple ARKit: лучший инструментарий для создания AR-приложений для iPhone и iPad.
  • Google ARCore: позволяет использовать 3D-позиционирование, отслеживание движений, а также технологии визуального поиска.
  • Прочие инструменты: Vuforia, Wikitude, EasyAR и т.п.

Однако, стоит обратить внимание и на такие рабочие характеристики, как время работы батареи и угол (поле) зрения (FOV). Чем выше значение FOV, тем больше создается возможности у пользователя для того чтобы, погрузиться в дополненную реальность и увидеть больший объем информации на экране. В этом плане AR-гаджеты пока ощутимо отстают от VR-гарнитур, среднее значение FOV для которых составляет около 100 градусов, что значительно выше, чем могут предложить даже самые дорогие AR-очки. Что касаемо батареи, то большая автономность гарантирует наиболее продолжительное применение смарт-очков, что значительно расширяет область их использования и удобство для самого пользователя. Существует полный ряд способов увеличения автономности AR-гарнитур, включая сменные или перезаряжаемые аккумуляторы, внешние источники питания и т.д. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Среди прочих требований к современным AR-очкам стоит также отметить:

  • Мощность процессора. Чем больше, тем шире спектр поддерживаемых функций и приложений
  • Способы подключения к сети Интернет (Bluetooth, WiFi и т.п.)
  • Разрешение камеры
  • Разрешение дисплея. Чем выше, тем качественнее отображается накладываемый цифровой контент
  • Наличие микрофона и динамика для связи
  • Внутренние датчики (GPS, гироскоп, магнитометр, акселерометр и т.д.). Каждый датчик заметно расширяет поддерживаемый функционал устройства
Читать еще:  Инфракрасный утюжок для волос с ультразвуковой пластиной

AR-очки в деле. Реальные кейсы о том, как дополненная реальность нашла применение в самых разных сферах бизнеса

Рассказывая о видеоочках Epson Moverio, зачастую сталкиваемся со скепсисом (как в комментариях, так и в сообщениях в «личку»): «Ваши очки – просто дорогая игрушка. Ну или в «Pokemon go» сыграть, разве что». Или, как изящно отметил один наш читатель, — «ювелирная свистелка»:

Поэтому, покопавшись в интернете, решил собрать реальные кейсы со всего мира, которые показывают, насколько такое устройство (не обязательно производства Epson) может быть полезно там, где нужно освободить руки сотрудников, повысить эффективность работы и снизить риск «человеческой ошибки».

Постарался выбрать самые интересные проекты из нескольких сфер: логистика, медицина, техподдержка, авиастроение и помощь людям с ограниченными возможностями.

VR или AR?

На всякий случай начну с разделения понятий VR и AR. Обе технологии преследуют свои цели и подходят для разных задач.

Задача виртуальной реальности — перенести пользователя в полностью искусственно созданный мир. Ее чаще всего используют для проектов симуляции и игр. Именно поэтому максимальный эффект погружения ощущается в специальном шлеме, блокирующем большую часть сигналов извне. VR бывает стационарный и мобильный, в том числе используются необычные гаджеты вроде очков с зеркалами.

Дополненная реальность — легко догадаться, о чем речь, если вспомнить фильм «Железный человек». Все необходимые показатели выводились на стекле шлема Тони, при этом сам дисплей был прозрачным.

Сведем основные моменты в простенькую таблицу:

VR AR
Устройства Шлем (+смартфон), контроллер (+трекеры) Смартфон, планшет, видеооочки
Основное направление Игры, симуляции, отработка навыков Игры, наглядные руководства, визуальная инспекция, обслуживание оборудования
Возможность передвижения В большинстве стационарных VR-шлемов есть провода. Они должны быть достаточно длинными, чтобы не сильно ограничивать передвижение, и прочными, потому что понятно, почему.

Для перемещения необходима дополнительная настройка под параметры помещения. Требуется корректное размещение сенсоров, калибровка и последующая настройки шлема.

Мобильные VR-шлемы лишены этих проблем, но можно во что-нибудь врезаться. Ситуация меняется в лучшую сторону с выходом Oculus Quest и Rift S со встроенными камерами. Внимательно наблюдаем. Дисплеи очков прозрачны, поэтому пользователь видит все происходящее вокруг.

Однако в инструкции к нашим очкам, например, прописано, что машину в них водить запрещено. Хотя, если подумать, я и в шлеме не стал бы садиться за руль…

Планшет или телефон необходимо держать перед глазами, глядя на экран с проекцией поверх картинки с камеры. Физический комфорт Множество неудобств, начиная нежеланием портить прическу, заканчивая тем, что у многих пользователей под маской потеет лицо.

От продолжительной носки VR-шлема сильно устают глаза и шея. Про головокружение и шок вестибулярного аппарата при перемещении в виртуальном пространстве без перемещения в реальном рассказывать не буду – кто пробовал, знают, каково это пережить такое «укачивание». AR-очки значительно легче, быстрее надеваются/снимаются, в последних релизах наших, к примеру, хорошо крепятся, так что не «слетают» с головы даже при самых сильных наклонах головы. Благодаря тому, что прозрачные, нет «буэ-э»-эффекта при перемещении, т.к. реальное окружающее пространство всегда перед глазами. Это одна из причин, кстати, почему в профсреде используются именно AR-очки, а не шлемы: не придется искать человека с крепкой «вестибуляркой» – практически любой справится.

Углубляться в описание самих очков не буду, уже неоднократно о них рассказывали. Например, тут (Epson BT-200), тут (Epson BT-300) и тут (Epson BT-35E).

Два основных типа применения AR «в деле»

Первое — демонстрация информации. Оператор работает с предустановленными руководствами, наглядно показывающими процесс сборки, разборки, ТО чего-либо или просматривает заранее загруженные данные, которые в прямом смысле должны быть перед глазами.

Второе – удаленная поддержка во внештатных ситуациях. В режиме реального времени удаленный специалист видит изображение со встроенной камеры и отправляет интерактивные подсказки и направляет пользователя в его действиях.

Важно отметить, что возможности приложения зависят исключительно от ПО, разработанного под конкретную задачу. Именно поэтому все версии очков Epson, например, имеют открытый SDK.

Перейдем уже к интересным кейсам по основным категориям, а то утомил уже, наверное!

Логистика

Несколько лет назад компания DHL протестировала дополненную реальность на складе в Берген-оп-Зом (Нидерланды), где сотрудникам выдали смарт-очки. На дисплеях очков отображался маршрут к товару и только те товары, которые нужно было собрать в конкретный заказ. Пилотный проект показал отличные результаты: логистика и процесс выбора стали эффективнее на 25%.

Кстати, смарт-очки с функцией дополненной реальности пригодились бы и в компаниях, на складах которых хранится огромное количество разноименных артикулов, или там, где часто нанимают временных рабочих. Для того чтобы освоиться и узнать, где и что находится нужно время, соответственно, применение такого «помощника» имеет большой потенциал.

Кстати, отличное решение для Почты России…

ST Logistics and MGG Software разработали приложение, которое как раз обеспечивает подобные возможности:

Медицина

В 2017 году хирурги испанской клиники Gregorio Marañon первыми в мире использовали очки дополненной реальности для выполнения операции. Врач мог видеть историю болезни, данные анализов и монитора пациента, рентгеновские снимки, МРТ, КТ, а также управлять данными движениями руки. Встроенная камера записываела происходящее в операционной и транслировала видеопоток на мониторы для обучения интернов.

Другой интересный кейс также из области хирургии – проведение эндоваскулярной операции в видеоочках дополненной реальности (видео по ссылке, т.к. для него почему-то запрещен имбеддинг на сторонних ресурсах).

Кстати, проводилась операция с помощью Epson Moverio BT-35E, о которых мы недавно рассказывали на Хабре.

Эндоваскулярная хирургия представляет собой относительно новое, но очень перспективное направление в современной медицине. Основное ее преимущество — малоинвазивность, когда для доступа к сложным анатомическим структурам или внутренним органам достаточно лишь небольшого кожного разреза и введения проводника через сосуд.

К сожалению, поскольку сама тема для меня совершенно непрофильная – прокомментировать сложно. Возможно, хабраэксперты помогут в комментариях к посту.

Стоматологи тоже «в теме»

Стоматологи не отстают от коллег и используют дополненную реальность в повседневных процедурах. Например, при протезировании. Врач использует специальный стик с HD-видеокамерой для сканирования участка, требующего протезирования. На основании отсканированной трехмерной модели протезист создает компьютерные образы коронок и мостовидных конструкций.

Неудобство процесса состоит в том, что изображение с камеры передается на внешний монитор, обычно располагающийся сбоку от врача (видимо, не у всех врачей есть возможность поставить его перед глазами): поэтому ему необходимо постоянно поворачиваться во время сканирования то к пациенту, то к экрану. Это отвлекает и может доставлять определенные неудобства пациенту. ПО EyeCad выводит изображение с камеры сканера сразу на дисплеи очков, таким образом врач смотрит и на пациента, и видит рабочую область. Разработчики также предусмотрели управление жестами.

Другой пример – приложение ICNOS – позволяет пациенту поддерживать коммуникацию с врачом. Если во время лечения пациенту необходимо что-то сказать врачу, например, что ему необходим перерыв, или спросить, сколько времени осталось до конца процедуры, то он может сделать это, используя специальное приложение, которое при помощи Bluetooth-соединения с динамиком воспроизводит заданный текст.

А, если пациент заскучает, то может посмотреть новую серию любимого сериала или «посерфить» в интернете.

Удаленная техподдержка и ТО

Российский промышленный гигант СИБУР разрабатывает индустриальную AR-платформу на базе технологий дополненной реальности. По замыслу разработчиков решение позволит специалисту получать оперативную поддержку при проведении ТО и ремонта от территориально удаленных внутренних и внешних экспертов.

В своем блоге «Цифровой СИБУР» они подробно рассказывают о перспективах и сложностях, с которыми сталкиваются при внедрении решения.

А сотрудники колумбийского университета провели исследование с целью оценить преимущества дополненной реальности при обслуживании турели бронетранспортёра (“Evaluating the Benefits of Augmented Reality for Task Localization in Maintenance of an Armored Personnel Carrier Turret”). Вроде даже успешно.

Авиастроение

Военно-промышленная корпорация Lockheed Martin (США), выпускающая авиационную технику, ввела в арсенал своих инженеров очки дополненной реальности со специально разработанным приложением. С их помощью значительно упростилась задача информационной поддержки специалистов — в процессе сборки техник видит на экране данные о том, куда и как требуется подключить необходимую деталь. Компания NGRAIN, которая занималась внедрением этого оборудования, подсчитала, что благодаря такому решению рабочие тратят на 30% меньше времени на выполнение задач, а точность труда повысилась на целых 96%.

Помощь людям с ограниченными возможностями

Для слабослышащих при помощи AR-устройств возможно визуализировать или переводить в текстовый формат звуковую информацию. Так в Астраханском краеведческом Музее доступна версия экскурсии с сурдопереводом.

А Национальный британский театр совместно с партнером по инновациям – агентством Accenture и компанией StageText разработали проект, в котором видеоочки дополненной реальности Epson Moverio BT-350 используются для вывода синхронизированной с постановками транскрипции диалогов и звуков на дисплеи очков.

Технология Open Access Smart Capture использует программное обеспечение, распознающее речь и синхронизирующего титры с текстом постановки. Для точной калибровки программа считывает световые, звуковые и видео метки, уникальные для каждой постановки. Зрители могут настраивать размер шрифта, цвет и расположение титров на свое усмотрение.

Специалисты продолжают совершенствовать проект. В настоящее время дорабатывается программное обеспечение, с тем чтобы очки можно было использовать для формирования титров в режиме реального времени.

Для людей с ограниченными физическими возможностями устройства дополненной реальности смогут создавать информационные карты доступной среды, позволят составлять удобные маршруты, предупреждать о труднопроходимых или труднодоступных местах.

Вместо вывода

Примеры, которые удалось найти – это лишь демонстрация малой части возможностей, которые открывают гаджеты дополненной реальности. Epson предлагает видеоочки дополненной реальности, с помощью которых становится возможно реализовать многое из того, о чем рассказывалось в посте.

Возможно, и вы найдете им применение в своем следующем AR-проекте?

Дополненная реальность в ритейле

Дополненная реальность уже давно не просто хайтек-игрушка, подходящая для привлечения в магазин модной молодежи. Мы подобрали пять кейсов о том, как ритейлеры успешно используют AR для демонстрации и продаж товаров, информирования и удобства покупателей.

Что такое AR?

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — это технология, с помощью которой виртуальные объекты становятся частью реальной окружающей картины мира. AR часто путают с VR (виртуальная реальность), хотя понять разницу между двумя аббревиатурами довольно просто.

VR — это мир нереальных, созданных дизайнером объектов, а AR дополняет реальный мир изображениями, текстами, видеоматериалами, графикой. Работает так: вы наводите камеру смартфона на лужайку и видите на экране, как на этой лужайке появляется указатель, вырастает магазин, появляется диван.

Технология открывает перед ритейлом много интересных возможностей. Например, позволяет покупателям получить больше информации, чем указано на ценнике, узнать, как будет выглядеть товар в другом цвете или размере, понять, как будет смотреться одежда и многое другое. Возможно, вскоре AR станет таким же обязательным атрибутом розницы, как этикетка.

Made.com. Примерьте диван

Один из самых быстрорастущих мебельных брендов Британии Made.com (40% рост прибыли за 2018 г.) с самого начала задумывался как интернет-магазин. Хотя розничные магазины компании уже распространены не только в Англии, но и в странах Европы и Азии, Made.com все еще продолжает позиционировать себя как онлайн-ритейлер. У бренда есть свое приложение в App Store и популярный интернет-магазин, на котором и оформляется большинство заказов. Однако специфика мебельного ритейла требует от клиентов посещения магазина: потребитель всегда хочет своими глазами взглянуть на предмет обстановки, чтобы оценить его размеры, представить его в квартире или комнате.

Made.com удалось удовлетворить потребность личного опыта покупки, сохраняя дистанцию между магазином и покупателями. В этом ритейлеру помогли AR-технологии, которые он начал разрабатывать совместно с технологическими стартаперами в специально созданной лаборатории Made Labs.

Все началось с онлайн-инструмента Sofasizer, разработанного Made.com совместно с компанией Hullabalook. С его помощью покупатели могут максимально быстро подобрать на сайте диван необходимого размера и цвета. В 2017 г. этот инструмент удостоился первого места в категории «Инновация года» на Retail Week Tech Awards.

Второй инструмент от Made Labs доступен в мобильном приложении Find My Style, с помощью которого пользователь может в режиме реального времени через камеру устройства увидеть, как мебель будет размещаться и смотреться в его квартире, полностью кастомизировать товар, выбрать материал и цвет модели и пр.

Наконец, в сотрудничестве с французским стартапером Hubstairs Made.com запустил новую онлайн-услугу полноценного дизайна интерьера с помощью AR-технологий.

За 89 фунтов стерлингов предлагается услуга по полному проектированию отдельных комнат — спальни, гостиной или столовой. Клиент сканирует комнату через приложение на камеру своего устройства, а Made.com предлагает варианты обустройства, исходя из размеров помещения. Варианты обстановки формируются из одной линейки моделей, в одном стиле и едином дизайне. Пользователь может изменить материалы и цвета всей мебели на свое усмотрение.

MEC. Поставьте палатку в гостиной

С более насущной проблемой столкнулся канадский ритейлер Mountain Equipment Co-op (MEC), специализирующийся на производстве и торговле спортивной одежды и снаряжения. В MEC не раз заявляли о сложности размещения полного ассортимента в магазинах.

Особенно остро проблема стоит с палатками. Расположить все собранные палатки даже в главном, самом большом магазине MEC невозможно, а эта категория товаров зачастую является наиболее важной для любителей активного отдыха и путешествий. Если клиент хочет рассмотреть палатку в собранном виде, работникам магазина приходится каждый раз тратить немало времени на ее сборку, а затем на разборку.

В MEC довольно оригинально решили эту проблему, разработав специальное AR-приложение совместно с технологической компанией Finger Food Studios. При помощи множества высокоточных камер эксперты Finger Food Studios сняли все палатки из ассортимента MEC со многих ракурсов и переработали их в 3D-модели.

Теперь любой клиент может скачать на свой iPad приложение с полноценными 3D-моделями всех палаток MEC и изучить каждую из них не только снаружи, но и внутри.

Направив камеру планшета на любую поверхность, покупатель сможет оценить реальные размеры палатки и сэкономить время на ее сборку в магазине. Как отметили в MEC, новое приложение уже пользуется большой популярностью у канадских путешественников, а технологии AR поддерживают высокотехнологичный и современный имидж ритейлера.

American Apparel. Сам себе консультант

Первопроходец в использовании AR в ритейле — американский бренд одежды и аксессуаров American Apparel при помощи новых технологий смог сократить нагрузку на рабочий персонал магазинов. Совместно с технологическим гигантом Qualcomm ритейлер разработал мобильное приложение Vuforia, которое предоставляет информацию о любых товарах из ассортимента.

Покупателю достаточно направить камеру смартфона на этикетку понравившегося товара, и на экране появится вся необходимая информация: цена, материал, характеристики, доступные в магазине цвета и размеры и прочее. Не нужно ждать консультанта, чтобы тот проверил наличие необходимого размера кроссовок или расцветки куртки на складе, клиент может все узнать сам.

Также приложение показывает отзывы о продукте от других пользователей и их оценки. Покупатель может сразу сам поделиться мнением, поставить «звезды» товару и опубликовать отзыв в социальных сетях.

Walmart. Сканируйте и сравнивайте цены

AR-технологии проникают и в большие торговые пространства. В конце 2018 г. крупнейшая в мире сеть супермаркетов Walmart объявила о запуске новой функции AR-сканирования продуктов в своем приложении для iPhone.

Напомним, Walmart давно экспериментирует с компьютерными технологиями и роботизацией. Так, например, в апреле 2019 г. в Нью-Йорке открылся первый «умный магазин» Walmart, в котором установлены камеры с поддержкой искусственного интеллекта и центр обработки данных. А о роботе-мерчандайзере мы рассказывали в статье Искусственный интеллект в ритейле.

AR-функция Walmart работает довольно просто: покупатель направляет камеру смартфона на продукты, программа запоминает товары и сохраняет их в списке внизу экрана. Все отсканированные товары помечаются на камере синими точками, чтобы пользователю было легко ориентироваться в ассортименте магазина. В списке, который ограничивается определенным числом товаров, пользователь видит наименование продукта, его изображение, цену, состав, отзывы покупателей, информацию об акциях и скидках и ссылки на сопутствующие товары.

По идее создателей с помощью сканера клиенты Walmart могут максимально быстро сравнивать цены на товары из одной категории и получать информацию об их составе. За несколько секунд клиент сканирует всю полку и соотносит цену и качество продукта внизу экрана своего смартфона. Ранее для быстрого сравнения цен покупатель должен был отсканировать через приложение Walmart каждый товар отдельно.

Neiman Marcus. Виртуальная раздевалка

«Умные зеркала» — наиболее известное применение дополненной реальности в fashion-ритейле. Подобную технологию используют многие розничные продавцы и бренды.

Например, сеть лакшери-универмагов Neiman Marcus установила 58 полноразмерных «умных зеркал» MemoMi Labs в 34 магазинах. В устройствах применены AR-технологии, искусственный интеллект и программа распознавания жестов.

Такое зеркало, как виртуальная раздевалка, позволяет за считанные секунды сменить цвет одежды и рассмотреть на себе разные сочетания нарядов и аксессуаров. Установленная на зеркале HD-камера записывает восьмисекундные видеоролики — за это время покупатель успевает со всех сторон «покрутиться» перед зеркалом, чтобы получить полный 360-градусный обзор.

Зеркало взаимодействует с мобильным приложением Neiman Marcus — клиент может отправить записанные видео к себе в телефон или друзьям в соцсети.

Как дорого обходится AR ритейлу?

В 2018 г. интернет-издание Medium рассчитало стоимость создания и внедрения AR-технологий в ритейле с учетом почасовой ставки разработчика в $35.

1) AR, основанная на работе с гироскопом

Самая дешевая вариация AR, позволяющая размещать виртуальные объекты вокруг пользователя без привязки к ландшафту: 150—250 часов, $5250—8750.

2) AR, основанная на работе с маркерами

В такой версии AR главную роль играют маркеры, расположенные в реальном мире. Камера смартфона сканирует QR-коды, фотографии, значки и другие маркеры, после чего выводит изображение на экран устройства: 200—400 часов, $7000—14000.

3) AR SLAM

Позволяет встраивать трехмерные объекты в окружающую среду с учетом ландшафта и взаимодействовать с ними: 250—500 часов, $8750—17500.

4) AR, основанная на GPS

Самая дорогостоящая вариация AR, в которой одновременно используется несколько технологий — GPS, Wi-Fi и компас. Чтобы увидеть и взаимодействовать с объектами дополненной реальности, пользователь должен находиться в нужном месте и иметь хорошее интернет-соединение: 400—800 часов, $14000—28000.

Каждая вариация AR подходит для своих задач. Например, чтобы легко ориентироваться в магазине, ритейлер может использовать AR, основанную на работе с маркерами. Для создания и проецирования 3D-объектов розничный продавец может выбрать между 1) и 2) вариантами, в зависимости от необходимой степени погружения покупателя в дополненную реальность. Если же ритейлер хочет заинтересовать клиентов квестом, мотивировать покупателя больше взаимодействовать с физическими объектами в самом магазине, он может использовать вариант AR, основанный на GPS.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Вас также могут заинтересовать статьи:

19 удачных примеров использования AR и VR

Когда речь не только о развлечениях.

С чем в первую очередь ассоциируется у вас дополненная реальность (augmented reality или AR)? С анимированными смайлами, созданными по вашему образу? Или с игрой Pokémon Go и ей подобными?

С виртуальной реальностью (virtual reality или VR) наверняка всё ещё проще: первым на ум приходит развлекательный контент во всех его жанрах и проявлениях. Но и AR, и VR могут быть полезными и в других сферах. Сегодня речь пойдёт как раз о таких случаях.

Когда нет времени на примерочные

В 2010 году компания Tissot, рекламируя новую коллекцию наручных часов T-Touch, открыла виртуальную примерочную. Чтобы увидеть новенькие часы на своей руке, пользователи скачивали с официального сайта компании PDF-файл и специальное приложение. Далее файл с изображением часов нужно было распечатать и вырезать по контуру, чтобы примерить бумажную модель на запястье.

Следующий шаг — запуск приложения, благодаря которому на экране компьютера бумажные часы превращались в любую из моделей Tissot T-Touch. Причём можно было посмотреть на комбинации любых часов с любым ремешком.

На этом Tissot не остановилась, и спустя месяц после запуска акции нечто похожее предложила уже прямо в лондонском магазине Selfridges. Там покупателям уже не нужно было самим вырезать бумажные часы и устанавливать приложение. Использование дополненной реальности привело к вполне реальному росту продаж.

Нечто подобное уже в 2015 году представила компания Underside: снова приложение для примерки часов и снова специальная бумажная модель. Только на этот раз гвоздём программы стали Apple Watch. Сможете угадать название приложения для виртуальной примерки, если речь идёт о технологии AR и Apple Watch? Всё гениальное просто: приложение называется ARWatch.

Разумеется, примерять можно не только часы. Например, в 2015 году ювелирная компания Tiffany & Co выпустила мобильное приложение под названием Engagement Ring Finder. Его основное направление — примерка обручальных колец. Их можно сразу сфотографировать на руке, чтобы поделиться наиболее удачными вариантами с друзьями и родственниками.

Выпускать отдельное приложение, которое далеко не все захотят скачать — решение не всегда удачное. Поэтому Кайли Дженнер пошла другим путём: помады её бренда Kylie Cosmetics можно «примерить» прямо в Instagram с августа 2018 года. Достаточно только выбрать нужный фильтр.

Однако помада, как и обручальные кольца, нужны не всем, чего нельзя сказать об одежде. И да, её тоже можно примерить с помощью AR. В ходе одной из своих рекламных кампаний Topshop избавил своих клиентов от необходимости посещать примерочную.

В Timberland пошли ещё дальше: чтобы увидеть вещь на себе, людям даже не надо было заходить в магазин. Проблема в том, что с использованием технологии дополненной реальности в таком ключе не всё так однозначно: точно ли костюмчик будет сидеть?

Pepsi vs. Coca-Cola

Использование дополненной реальности для привлечения внимания к определённому продукту стало своеобразным трендом в мире маркетинга. Неудивительно, что Pepsi и Coca-Cola не прошли мимо.

В 2013 году компания Blippar разработала для ограниченной серии газировки Pepsi вот такую необычную рекламу. Причём, помимо AR-приложения, покупателей привлекали возможностью выиграть билеты на настоящую игру.

В январе 2013 года WWF и Coca-Cola провели кампанию «Арктический дом белого медведя», посвящённую проблеме глобального потепления. Посетители Музея науки в Лондоне смогли побывать в Арктике с помощью экрана дополненной реальности. Постепенно изображённый на экране ледяной массив, место обитания белого медведя, тает и раскалывается, из-за чего животные вынуждены спасаться и уплывать.

В январе 2013 года WWF и Coca-Cola провели кампанию «Арктический дом белого медведя», посвящённую проблеме глобального потепления. Посетители Музея науки в Лондоне смогли побывать в Арктике с помощью экрана дополненной реальности. Постепенно изображённый на экране ледяной массив, место обитания белого медведя, тает и раскалывается, из-за чего животные вынуждены спасаться и уплывать.

Таким образом организаторы призвали публику не оставаться равнодушными к проблеме глобального потепления и объединить усилия для её решения.

Обустройство дома: от картинки до воплощения

Увидеть мебель из каталога в своём интерьере можно прямо на экране смартфона, если речь идёт об IKEA. Представленное компанией приложение IKEA Place позволяет «примерить» мебель у себя дома, причём выбранное кресло или кухонный гарнитур будут точно вписаны в масштабы помещения.

Подобное приложение есть и у Sayduck, где изображение товаров можно наложить на картинку реального мира. В основном речь идёт о жилых интерьерах. В приложении тоже можно посмотреть нужные предметы в реальном масштабе относительно размеров помещения, а также рассмотреть выбранную вещь с разных сторон. Такое приложение, как и IKEA Place, основано на разработанной компанией Apple технологии ARKit.

Помимо AR в данном сегменте пользуются спросом и услуги погружения в виртуальную реальность: зачем ехать на объект или ограничиваться чертежами и несколькими визуализациями, если можно сразу погулять по своей будущей квартире?

Автомобиль на ладони

В 2009 году компания BMW предложила потенциальным клиентам рассмотреть со всех сторон новый кабриолет Z4. Чтобы миниатюрная версия автомобиля «оказалась» на столе пользователя, нужно было распечатать специальную метку и запустить приложение на ПК — принцип, схожий с тем, что использовался в приложении для примерки виртуальных часов. Разумеется, виртуальный Z4 не оставался стоять на месте — всё-таки это спортивный автомобиль.

Интересную акцию устроил отечественный ретейлер «Дикси» в августе прошлого года. За покупку на определённую сумму можно было получить наклейки с динозаврами, для которых компания выпустила специальный альбом. В остальном принцип работы схож с прочими рекламными акциями: наводишь камеру смартфона на наклейку — и динозавр «оживает». Кроме того, покупателям предлагали и очки виртуальной реальности, чтобы полностью погрузиться в мир динозавров.

Интересную акцию устроил отечественный ретейлер «Дикси» в августе прошлого года. За покупку на определённую сумму можно было получить наклейки с динозаврами, для которых компания выпустила специальный альбом. В остальном принцип работы схож с прочими рекламными акциями: наводишь камеру смартфона на наклейку — и динозавр «оживает». Кроме того, покупателям предлагали и очки виртуальной реальности, чтобы полностью погрузиться в мир динозавров.

Снова вернусь к тому, что виртуальная реальность — это не только про развлечения и рекламные акции. Учёные Томского политехнического университета вместе с коллегами из Сибирского государственного медицинского университета ведут разработку системы ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний.

При помощи VR очков пациента с болезнью Паркинсона погружают в виртуальную среду. Специальные сенсоры, закреплённые на теле, отслеживают движение тела: если человек теряет равновесие и не может вернуться в нормальное положение, значит есть осложнения, при которых необходимо обратиться к врачу. И это далеко не единственный пример использования VR в медицине!

Используют VR-тренажёры и в «Сбербанке» — например, для отработки навыков публичных выступлений. В данном случае создаётся имитационная среда: аудитория с анимированными персонажами в зале и искусственно созданными раздражающими факторами — миганием лампы, кашлем в зале или смехом. В момент работы тренажёра регистрируется уровень тревоги по показателям кожно-гальванической реакции человека. Это необходимо для постепенной подготовки спикеров к реальным выступлениям, где настрой у аудитории может быть самым разным.

Руководитель направления VR/AR корпоративного университета «Сбербанка» Кирилл Стеценко говорит, что обучение в такой форме проходят порядка 35 тысяч менеджеров банка. Как показывает внутреннее исследование «Сбербанка», при использовании VR/AR-инструментов эффективность обучения в среднем повышается на 20 %.

На сегодняшний день удачных примеров внедрения AR и VR в нашу жизнь существует великое множество, и при написании статьи я даже поймала себя на мысли: «Воу, а в интересное время я живу!». Конечно, можно вспомнить обо всех недостатках нашей эпохи, но подобные разговоры не имеют никакого отношения к тому, что развитие дополненной и виртуальной реальностей — это прекрасно. И самое прекрасное здесь то, что будущее (причём ближайшее) может оказаться ещё интереснее. Например, таким: