Российскими специалистами создан летающий мотоцикл
Centr86.ru

Ремонт бытовой техники

Российскими специалистами создан летающий мотоцикл

Он сделан по технологии конвертоплана, то есть взлетает вертикально

Резидент «Сколково» — компания «Аэроксо» — вошел в пятерку призеров второго тура Go Fly Challenge, конкурса, который спонсирует Boeing.

Объявленный в 2017 году конкурс — первый в своем роде. Участникам предложили ни много ни мало создать свою версию персонального летательного аппарата, то есть воздушного судна,которое в будущем позволит каждому человеку свободно перемещаться по воздуху! Оказалось, такой конкурс давно назрел, ведь откликнулось более 600 команд из 101 страны мира. На первом этапе достаточно было подать чертежи или подробное описание проекта, а вот на втором потребовался прототип. Победителями стали три команды из США, одна из Голландии и российская «Аэроксо» (резидент «Сколково»).

Жюри понравилась неожиданная и смелая концепция россиян — авиабайк (в компании его называют «ЭРА Авиабайк»).

« Это индивидуальное средство передвижения по воздуху, только не как автомобиль, а как мотоцикл,— объясняет Владимир Спинко, операционный директор компании “Аэроксо” и капитан одноименной команды на конкурсе Go Fly Prize Challenge.— Мы рассчитываем, что нашими первыми клиентами будут байкеры. Наш лозунг: “Аэроксо” — это супербайк, которому не нужно дорог».

Авиабайк российской команды будет летать на высоте от 50 м до 300 м со скоростью 150–160 км/ч. При этом в летательном аппарате нет кабины — он абсолютно открыт, как настоящий мотоцикл. «Ребята на обычных байках носятся под 200 км/ч,— говорит Владимир Спинко.— Зато какие впечатления!»

«Главное преимущество, что в горизонтальном полете аппарат движется при помощи подъемной силы крыла,— подчеркивает Владимир Спинко.— По аэродинамике такой полет в пять раз эффективнее, чем на вертикально расположенном моторе, то есть за счет подъемной силы винта».

Первую детальную разработку конвертоплана подготовили в 1938 году в Германии. Затем было много проектов, но в реальной жизни используется лишь один — Bell V-22 Osprey, состоящий на вооружении ВМС и ВВС США. «Наша компания была создана для разработки и производства конвертопланов,— рассказывает Владимир Спинко.— У нас своя запатентованная эргономическая схема, которую разработал основатель и главный изобретатель “Аэроксо” Элдар Разроев. До конкурса Go Fly Challenge мы производили конвертопланы до 30 кг и участвовали с ними в авиасалонах МАКС-2015 и 2017, других выставках. И когда объявили конкурс, мы подумали, что будет здорово сделать следующий шаг, создав аппарат весом 300–350 кг — такова максимальная взлетная масса нашего авиабайка. Наш плюс в том, что многие решения мы отработали на беспилотниках малых размеров.

Ключевая наша разработка — это система управления. Ведь главная проблема конвертопланов — переход из зависания на крейсерский режим полета. Созданная нами система управления позволяет сделать этот переход очень плавным».

Еще одно достоинство авиабайка «Аэроксо» — использование принципа распределенной электрической тяги (DEP — distributed electric propulsion). На аппарате установлено 16 импеллеров (импеллер — это винтовой электромотор, заключенный в кольцо или трубу), по четыре на каждом крыле, и в каждом импеллере по два электромотора. Благодаря такому большому числу двигателей обеспечивается безопасность: выход из строя даже шести моторов не ведет к потере аппарата.

Источник энергии — аккумуляторные батареи. Конечно, гибрид с двигателем внутреннего сгорания позволил бы увеличить дальность и время полета, но тогда могут возникнуть вопросы по шумности и применимости в городских условиях. «У нас пропеллеры маленькие, и высокочастотный звук, который они производят, затухает гораздо быстрее, чем низкочастотный от винта вертолета. Прототип получился очень тихий»,— подчеркивает операционный директор «Аэроксо».

А сколько может стоить такой персональный беспилотник? «Это вопрос серийного производства,— отвечает Спинко.

— Первые экземпляры будут под $200 тыс. С выходом на серию — от 50 и больше экземпляров в год — цена снизится вдвое, а выпуск 250–300 бортов в год позволит по стоимости уравнять авиабайк с мотоциклом »

К технологиям должно подтянуться законодательство. Европейское аэрокосмическое агентство уже выпустило «дорожную карту» и первые основополагающие документы, которые вводят правила сертификации таких аппаратов, в том числе персональных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Путь сертификации в Европе долгий и сложный, но пока единственный. В России работа ведется очень медленно, хотя в компании верят: со временем законодательная база догонит стремительно летящие вперед технологии.

Когда же можно будет реально полетать на личном конвертоплане? Это вопрос полутора-двух лет, считает Владимир Спинко. А пока летающий мотоцикл примет участие в финале Go Fly Challenge, который состоится в 2020 году. На кону $1,6 млн — именно такой призовой фонд обещают организаторы.

Российский летающий мотоцикл Hoversurf Scorpion 1

Российские специалисты из компании Hoversurf разработали предсерийный прототип летающего мотоцикла Scorpion 1. Отечественный «ховербайк», способный передвигаться на высоте до трёх метров со скоростью близкой к 100 км/ч, обойдётся мотоциклистам недалёкого будущего
в $34 тыс. и уже доступен для предзаказа.

Идея подобного транспортного средства не нова – в 2014 году компания Malloy Aeronautics представила общественности концепцию экспериментального большегрузного мультироторного коптера Hoverbike, способного поднять в воздух взрослого человека. А всего год спустя, под патронажем Министерства обороны США, «Маллой Аэронавтикс» приняли участие в международном парижском авиасалоне Ле-Бурже.

Читать еще:  Как устроен и работает проектор

Летающий мотоцикл Malloy прошёл все стадии проектирования и дизайна, но пока так и не был запущен в серию

Несмотря на то, что до широкомасштабных ходовых испытаний и серийного производства «ховербайка» дело еще не дошло (и пока неизвестно дойдёт ли) – идея получила множество восторженных откликов и не замедлила пойти «в народ».

Пару месяцев назад популярный британский видеоблоггер и изобретатель Колин Фёрз (Colin Furze) опубликовал видео летающего мотоцикла, собранного Колином в небольшом гараже!

В отличие от предусмотрительных американцев из Malloy, соблюдающих минимальную технику безопасности («мотокоптер» на видео был пристёгнут стропами и взлетал на месте), Колин бесстрашно наворачивал круги по двору и на открытом пространстве, совершал эффектные развороты в воздухе а также успел полетать ночью с подсветкой и фейерверком!

Летающий мотоцикл Колина Фёрза, собранный в гараже:

Рынка летающих мото пока не существует, поэтому конкурентов у Скорпиона попросту нет, но несмотря на это, по заявленной стоимости и техническим характеристикам, аппарат смотрится выигрышно даже на фоне многочисленных иностранных прототипов.

Расчётная предельная скорость российского «ховербайка» около 100 километров в час, а запас хода на аккумуляторах – 20 минут. В разработке находится гибридная версия двигателя на углеводородном топливе, позволяющем оптимизировать соотношение производительности к взлётной массе и увеличить продолжительность работы на одной заправке.

Рабочий эскиз «Ховерсёрфа». Фото с официального сайта компании

В отличии от зарубежных коллег, российских энтузиастов останавливает от полётов на максимальной скорости не боязнь за лётчиков-испытателей – их, судя по всему, хоть отбавляй, а то, что мотоцикл пока существует в единственном экземпляре.

У нас пока изготовлен один мотоцикл и нам страшно его повредить. Когда будет десять — сможем уже погонять.

рассказал разработчик летающего мотоцикла Александр Атаманов в интервью «Известиям».

Создатели российского «коптербайка», судя по всему, вообще довольно смело смотрят в будущее таких аппаратов – от вращающихся винтов защищены только ноги пилота, а на некоторых фотографиях у испытытелей отсутсвует даже шлем.

Схема расположения винтов друг над другом (встречавшаяся в первых прототипах Malloy) и при этом отсутствие какой-либо их защиты, которой не побрезговал даже «гаражный» британский авиатор, вызывают сомнения в безопасности реальной эксплуатации «Скорпиона». Перекос или разрушение даже одного из винтов может привести к падению аэроциклиста со значительной высоты.

Российский «ховербайк» – перспективный продукт или очередной футуристичный дизайнерский концепт?

Кажущаяся беспечность происходящего является таковой лишь на первый взгляд. Создатели подходят к вопросам безопасности серьезно: максимальная высота полётов Scorpion 1 ограничена тремя метрами над поверхностью, а в качестве электронной начинки используются полётные контроллеры и программное обеспечение от лидирующих мировых производителей.

Ну а экипировкой пару раз пренебрегли ради эффектного кадра – в остальных случаях используется полный комплект мотокроссовой защиты.

Тесты «ховербайка» в рамках технологической стартап-конференции Startup Village 2016:

К сожалению, несмотря на все преимущества отечественной разработки, в широком пользовании «Скорпионы» могут появится очень нескоро. Главная преграда для рынка летающих мотоциклов – законодательные нормы, строго регламентирующие безопасность полётов малой авиации и допуск пилотов к управлению.

Такие устройства нельзя купить и легально использовать частному лицу, так же как автомобиль или мотороллер, разве что летать над своим участком земли.

О перспективах говорить тяжело, но в любом случае мне схема квадрокоптера кажется не самой надежной, так как при поломке одного из винтов случится авария с плохо предсказуемыми последствиями. Лучше, на мой взгляд, будут развиваться технологии создания малых самолетов, способных садиться на полосы длиной 30–50 м.

Александр Грек, главный редактор журнала «Популярная механика»

С нетерпением ждём новостей о данном устройстве – ведь летающие автомобили и мотоциклы совсем скоро могут стать нашей повседневной реальностью, а не красивыми картинками в научно-фантастических журналах.

Летающий мотоцикл будущего по версии 3D-художника Vaughan Ling

Подпишитесь на обновления журнала Вконтакте, на Facebook, в Twitter или GooglePlus, чтобы первым узнавать о самом интересном в мире мотоциклов.

Как мы решили создать летающий мотоцикл и почему верим, что все получится

COO в Aeroxo и глава технологического анализа/исследований в.

Слышали ли вы о летающих байках? Думаете, что такие проекты пока неосуществимы? Владимир Спинко, COO в Aeroxo и глава технологического анализа/исследований в венчурном фонде I2BF Global Ventures, опровергает все сомнения скептиков. В колонке он рассказал, почему решил заняться такой разработкой и с какими сложностями сейчас сталкивается команда.

С чего мы начинали?

Я всегда любил научную фантастику – смотрел «Звездные войны» и зачитывался книгами Айзека Азимова и Артура Кларка. С возрастом ничего не изменилось, и с окончанием Московского физико-технического института я погрузился в увлекательный мир науки и техники.

20 самых успешных предпринимателей в фудтехе

Свой уникальный практический опыт я получил в том числе в 2007 году, когда присоединился к I2BF Global Ventures в качестве аналитика технологических рынков, где занимался поиском инвестиционных проектов и оценкой технологий, продуктов и рынков. Эта работа мне действительно нравилась, но я хотел большего, зная, что воздушная робототехника может открыть для меня многообещающие возможности.

I2BF еще долго играла большую роль в моей жизни, особенно благодаря участию серийного предпринимателя Элдара Разроева и основателя I2BF Global Ventures Ильи Голубовича. К тому времени я, будучи директором по технологиям, искал новые инвестиционные возможности для I2BF, и мне очень понравилась концепция разработки будущего БПЛА.

Я рекомендовал, чтобы Илья, основатель I2BF, инвестировал в этот проект, и именно в этот момент идея стартапа стала казаться реальной. Позже я присоединился к команде в качестве COO.

Фонд предоставил мне и команде моих коллег-предпринимателей наш первый капитал на этапе pre-pre-seed. Для нас это имело огромное значение, ведь благодаря этим инвестициям мы смогли заявить о себе как об организации.

В итоге 3 сентября 2014 года в Москве была основана компания Aeroxo – в то время у нас были лишь сооснователи, патент на флагманский проект и инвестиции pre-pre-seed.

Создание команды

Сразу же после основания компании мы начали искать инженеров, которые смогли бы продолжить развитие нашей технологии, сочетавшей в себе способность вертолета к вертикальному взлету и посадке со скоростью и дальностью полета обычных самолетов с неподвижным крылом. Мы хотели создать первый коммерческий малый БПЛА типа конвертоплан с вертикальным взлетом и посадкой.

Мы наняли самых лучших специалистов в Москве и Казани. Некоторые из сотрудников были ветеранами отрасли, другие – учились на втором курсе университета. Было сложно найти ключевых сотрудников без помощи технического директора, который мог бы оценить навыки и умения кандидатов, но нам удалось собрать отличную команду.

Сегодня мы продолжаем искать специалистов, которые готовы учиться несмотря на возраст или имеющийся опыт и не боятся признать, что им предстоит узнать еще очень многое, ведь мир меняется быстро, и научно-технический прогресс не стоит на месте.

Путь проб и ошибок: разработка конвертопланов ЭРА

При разработке малого БПЛА-конвертоплана мы провели большое количество экспериментов и столкнулись с рядом трудностей. Нам не удавалось выполнить ни одного успешного летного испытания. В 2016 году у нас не получилось совершить ни одного полета, и мы опасались, что терпение наших инвесторов может закончиться.

Но осенью того же года наше московское представительство добилось успехов и все-таки провело несколько удачных испытательных полетов.

В тот период мы извлекли важный урок: неказистый дрон, способный летать и осуществлять переход из вертолетного режима в самолетный, гораздо лучше прекрасной модели, которая в реальности не может выполнить полет. Так нам удалось создать прототип, который мы могли продемонстрировать и использовать для обоснования перспективности концепции.

Одним из самых захватывающих и напряженных этапов для нас стал демонстрационный полет на выставке в Австрии в 2017 году, организованный нашими партнерами. Это был наш первый шаг к завоеванию глобального рынка. Зрителям со всей Европы было интересно увидеть полет нашего беспилотного конвертоплана. В рамках выставки нам предстояло выполнить наш первый большой полет (на 10 километров) вдалеке от лаборатории Aeroxo (без возможности оперативной технической поддержки). В случае провала второго шанса у нас не было.

Читать еще:  Как сделать ионизатор воздуха своими руками?

На этой выставке мы получили большой опыт – увидели другие пилотные проекты и демонстрационные полеты, а также смогли пообщаться с потенциальными заказчиками, которые предложили нам предусмотреть специальные функциональные возможности, например, отсек для запасных батарей.

Мы прислушались к их пожеланиям, и теперь у нас есть очень простой и удобный в применении дрон. Оглядываясь назад, могу сказать, что тогда мы стали гораздо более уверенными в наших дронах, чем всего за пару лет до этого.

О летающем мотоцикле

В начале 2017 года мы были готовы вывести наш дрон на следующий уровень, поэтому Aeroxo LV приняла участие в создании большого пассажирского дрона, или аэротакси. Для нашей команды это была первая попытка разработки большого летательного аппарата, при этом наш проект дошел до финала конкурса, но не выиграл.

Тем не менее до этого момента мы не строили ничего тяжелее дрона массой 35 кг, так что для нас это стало большим достижением.

Мы обсудили характеристики и результаты с экспертами и поняли, что в отрасли требуются более крупные беспилотники. Также мы получили больше информации о важности более глубокого понимания возможностей применения этих летающих устройств – именно тогда мы решили сосредоточить усилия на проектах по испытанию и внедрению малых БПЛА.

Внутри нашего проекта мы также продолжали работать над несколькими более крупными концепциями, рассчитанными на двух человек. Мы даже разработали предварительный проект малого кроссовера с четырьмя электрическими моторами, способного ехать по дороге и взлетать на несколько минут для обхода пробок.

Также мы подготовили альтернативную концепцию, представляющую собой два беспилотных конвертоплана, закрепленных на кроссовере. Однако развитие подобных подходов привело бы к созданию автомобиля, а не летательного аппарата, чем мы изначально хотели заниматься.

А потом у нас возникла мысль: а почему бы просто не поездить на большом конвертоплане, который мы придумали? Мы набросали эскиз и провели несколько расчетов, которые подтверждали, что идея точно стоит детального изучения.

Наши эксперты по аэродинамике занялись предварительным проектом, а мы параллельно стали обсуждать будущие рыночные возможности устройства. Хотя мы рассматривали название «Каналья» (по мотивам произведения Александра Дюма), сошлись на том, что это должен быть летающий мотоцикл (поскольку им управляет пилот), или «Авиабайк», как мы его теперь называем.

Критика сделала нас сильнее

Осенью 2017 года мы узнали о конкурсе GoFly Prize, финансируемом Boeing. Его цель – стимулировать команды во всем мире к разработке персонального летательного аппарата, который будет безопасным, тихим и компактным и сможет использоваться кем угодно и где угодно.

В то время летающие мотоциклы и машины вызывали гораздо больший интерес, а устройства, сконструированные забавы ради или по мотивам фантастических фильмов, превращались в привлекательную бизнес-возможность.

Чем больше мы думали о конкурсе, тем больше понимали, что могли бы разработать коммерческий БПЛА типа конвертоплан для логистических целей и персонального использования, который бы отвечал требованиям конкурса GoFly Prize, соответствующим отраслевым стандартам в области коммерческих БПЛА.

Конкурс стал для нас возможностью представить концепцию конвертоплана на суд глобальных авиационных экспертов и получить их оценку. Еще на самых ранних этапах разработки многие эксперты уверяли нас, что наша концепция технически неосуществима. Другие говорили, что разработка почти бесполезна для реального применения, что ее преимущества являются ничтожными и, скорее всего, не будут восприняты всерьез.

Критика сделала нас сильнее, и мы стали еще увереннее после создания первого полностью функционального устройства в 2016 году и начала коммерческих продаж в 2017-2018 годах.

Но именно признание со стороны экспертов GoFly и Boeing укрепили нашу уверенность в продукте. Ценная обратная связь, которую мы получили, помогла нам пересмотреть дизайн «Авиабайка», и теперь мы точно движемся в верном направлении.

Мечты и планы

В процессе разработки «ЭРА Авиабайк» нам все еще приходится преодолевать множество трудностей, но наша команда прилагает все возможные усилия для выхода на этап итоговых демонстрационных полетов конкурса GoFly Prize.

Мы подразумеваем, что нашими потенциальными конечными заказчиками станут пилоты супербайков, ведь они бесстрашны и умеют работать на скоростях выше ожидаемой крейсерской скорости «Авиабайка» (150-180 км/ч).

В целом, мы хотим привлечь наших первых заказчиков, подарив им впечатления, сравнимые с впечатлениями от поездки на байке. Мы знаем, что они высоко оценят скорость и функционал летающего мотоцикла. В конечном счете мы бы хотели услышать: «Пользовался ли я «ЭРА Авиабайком» от Aeroxo? Да, это как мотоцикл, только дороги не нужны». Мы действительно надеемся, что сможем претворить наш замысел в жизнь уже в 2020-2021 годах.

Иллюстрация на обложке: архив автора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector